ещё
свернуть
Все статьи номера
9
Август 2015года
Рабочее время
Документооборот

Разработка и принятие локальных нормативных актов

При разработке локальных нормативных актов необходимо соблюдать действующие нормы законодательства, издавать документы только в пределах своей компетенции, придерживаться общегосударственных правил составления и оформления документов. Задач много, а решение может быть одно.
Князева Анна , зав. центром развития ребенка – детским садом № 49 г. Перми
Малашонок Анжела, юрисконсульт центра развития ребенка – детского сада № 49 г. Перми

В процессе управления дошкольной образовательной организацией руководитель или иной орган управления принимают разного рода решения, которые должны быть закреплены в локальных нормативных актах.

Локальный нормативный акт образовательной организации — это надлежащим образом утвержденный документ, который содержит нормы права, т. е. обязательные для исполнения требования (правила), адресованные определенному кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение. К локальным нормативным актам в образовательной организации могут относиться приказы, положения, инструкции, правила, программы, графики и др. Основное назначение локального нормативного акта — детализация, конкретизация, дополнение общей правовой нормы применительно к условиям дошкольной образовательной организации с учетом специфики трудовых отношений, образовательного процесса и иных условий.

Так, например, согласно ч. 5 ст. 26 Федерального закона от  29.12.2012 №   273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон №  273-ФЗ) в уставе образовательной организации в обязательном порядке регламентируется порядок формирования органов управления образовательной организацией. Если в уставе дается обобщенное описание такого порядка, то в локальных нормативных актах он должен быть детализирован. В частности, в них могут быть подробно и четко прописаны термины и определения, используемые в образовательной организации, регламентированы процедуры формирования органов управления, взаимодействие с руководителем и(или) другими коллегиальными органами управления образовательной организацией.

На федеральном уровне перечень обязательных локальных нормативных актов образовательной организации не утвержден. Это отнесено исключительно к компетенции образовательной организации: она должна определить достаточный и понятный всем субъектам образовательной деятельности перечень локальных нормативных актов.

Требования к оформлению локальных актов содержатся в ГОСТ Р 6.30–2003 «Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», введенном в действие постановлением Госстандарта России от  03.03.2003 №  65-ст. Однако ГОСТ носит рекомендательный характер.

Любая организация или должностное лицо, разрабатывающее нормативные акты, обязаны соблюдать при их подготовке действующие нормы законодательства, издавать документы только в пределах своей компетенции, придерживаться общегосударственных правил составления и оформления документов.

В нашей дошкольной образовательной организации принят ряд локальных нормативных актов, в частности, порядок оформления возникновения и прекращения отношений между детским садом и родителями (законными представителями) воспитанников, правила приема в дошкольную образовательную организацию, режим непосредственной образовательной деятельности. Разработаны и утверждены положения о порядке деятельности коллегиальных органов управления образовательной организацией.

В связи с различным уровнем правовой грамотности субъектов образовательной деятельности, их компетенции в вопросах документоведения и делопроизводства, а также численным и качественным составом коллегиальных и иных органов управления в дошкольной образовательной организации, возникла необходимость в инструменте, обеспечивающим единый подход к разработке и принятию локальных нормативных актов по основным вопросам осуществления образовательной деятельности.

С этой целью в нашем детском саду принят локальный нормативный акт, имеющий особый статус — регламент разработки и принятия локальных нормативных актов по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности (далее — Регламент; приложение).

Регламент устанавливает порядок разработки, согласования и принятия локальных нормативных актов в конкретной дошкольной образовательной организации, т. е. в центре развития ребенка — детском саду № 49 г. Перми. Документ обязателен для исполнения всеми органами управления образовательной организацией.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Закон №  273-ФЗ. Ст. 30. Ч. 4

Регламент как правовой документ содержит:

  • специальные термины и определения;
  • требования к локальным нормативным актам, порядку их разработки и согласования;
  • модели принятия локальных актов;
  • примерный перечень локальных нормативных актов, принимаемых в дошкольной образовательной организации.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Закона №  273-ФЗ образовательная организация обязана ознакомить родителей (законных представителей) воспитанников с рядом документов, регламентирующих организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности детей. Указанный в Регламенте четкий перечень локальных нормативных актов позволяет понять, с какими документами родителей (законных представителей) воспитанников необходимо ознакомить обязательно, а какие носят рекомендательный характер; при принятии каких локальных нормативных актов, затрагивающих права воспитанников и работников, учитывается мнение советов родителей и представительных органов работников, а при каких — нет.

Все это дает возможность включить в процесс управления образовательной организацией как педагогических работников, так и родителей (законных представителей) воспитанников, и обеспечить единое образовательное пространство.

Следует отметить, что в некоторых нормативных документах федерального уровня содержатся требования к локальным нормативным актам. В частности, это касается норм трудового права. Образовательная организация как работодатель разрабатывает и утверждает локальные нормативные акты, касающиеся организации труда как педагогических работников, так и прочего персонала. Данный аспект деятельности образовательной организации также подлежит регламентированию, т. к. неразрывно связан с обеспечением качественного образования. В связи с этим в Регламенте определены локальные нормативные акты, принимаемые в образовательной организации с учетом мнения представительного органа работников.

Приложение

Регламент разработки и принятия локальных нормативных актов по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности

1. Основные положения

1.1. Настоящий регламент разработки и принятия локальных нормативных актов по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности (далее - Регламент) разработан в соответствии с Федеральным законом от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», устанавливает порядок разработки, согласования и принятия локальных нормативных актов в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка — детский сад № 49» г. Перми (далее — Детский сад № 49), предназначен для применения всеми работниками дошкольной образовательной организации, а также родителями воспитанников — в части, касающейся прав их детей.

1.2. Локальный нормативный акт Детского сада № 49 — это правовой документ (акт), основанный на нормах законодательства, принятый в установленном порядке компетентным органом управления дошкольной образовательной организацией и регулирующий внутриорганизационные отношения. Основное предназначение локального нормативного акта - детализация, конкретизация, дополнение и(или) восполнение общей правовой нормы применительно к условиям Детского сада № 49 с учетом специфики трудовых отношений, образовательного процесса и иных условий.

1.3. При разработке, согласовании, проведении экспертизы (при необходимости) и утверждении локальных нормативных актов Детский сад № 49 руководствуется федеральными, региональными, муниципальными и иными нормативными правовыми актами, действующими на территории РФ, Пермского края и муниципального образования г. Пермь, а также настоящим Регламентом.

1.4. За исключением отдельных положений, являющихся общими для всех видов локальных нормативных актов, Регламент не распространяется на разработку, согласование, утверждение, состав и содержание устава Детского сада № 49. Порядок разработки, согласования, и утверждения устава устанавливается федеральными законами, региональными, муниципальными нормативными правовыми актами и учредителем Детского сада № 49.

1.5. Локальные нормативные акты в Детском саду № 49 издаются (разрабатываются) в следующих формах:

1.5.1. Регламент — документ (акт), который определяет порядок взаимодействия подразделений и(или) работников дошкольной образовательной организации, субъектов деятельности в рамках определенного процесса, а также регулирует порядок какой-либо деятельности, чаще выражающийся в совокупности определенных правил, действий.

1.5.2. Положение — документ (акт), который устанавливает правовой статус органа управления дошкольной образовательной организацией, структурного подразделения либо порядок реализации Детским садом № 49 какого-либо из своих полномочий.

1.5.3. Инструкция — документ (акт), который устанавливает порядок, способ осуществления той или иной функции, ведения какой-либо деятельности в Детском саду № 49.

1.5.4. Правила — документ (акт), который регламентирует организационные, дисциплинарные, хозяйственные и иные специальные стороны деятельности Детского сада № 49.

1.5.5. Рекомендации — документ (акт), содержащий добровольные для применения организационно-технические и общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ.

1.5.6. Норма — положение, устанавливающее количественные или качественные критерии, которые должны быть выполнены.

1.5.7. Программа — документ, излагающий совокупность целей, выполняемых мероприятий (оказываемых услуг), взаимосвязанных по срокам, исполнителям и ресурсам, и направленных на достижение определенной цели (задачи); план действий по достижению поставленных целей, сбалансированный по ресурсам.

1.5.8. График — документ, определяющий последовательность и (или) чередование форм (периодов) организации жизнедеятельности всех или некоторых субъектов дошкольной образовательной организации в течение определенного отрезка времени (учебного года, календарного года и проч.)

1.6. В Детском саду № 49, помимо локальных нормативных актов, перечисленных в п. 1.5, содержащих общие правила для всех или некоторых субъектов дошкольной образовательной организации и рассчитанных на неоднократное применение, издаются иные локальные акты распорядительного характера (приказы, распоряжения), которые юридически оформляют конкретное решение администрации Детского сада № 49. Данные локальные акты относятся к исключительной компетенции заведующего Детским садом №  49.

2. Требования, предъявляемые к локальным нормативным актам

2.1. Локальный нормативный акт как официальный правовой документ Детского сада № 49, принимаемый компетентным (уполномоченным) органом управления дошкольной образовательной организацией, содержит следующие обязательные реквизиты:

  • наименование, которое отражает краткое содержание документа;
  • дату и место издания;
  • порядковый (регистрационный) номер;
  • подпись уполномоченного должностного лица дошкольной образовательной организации;
  • при необходимости — визы согласования и печать Детского сада № 49.

2.2. Локальные нормативные акты Детского сада № 49 не могут противоречить действующему законодательству, а также ухудшать положение субъектов, на которых распространяется их действие, по сравнению с порядком, установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение воспитанников или работников Детского сада № 49 по сравнению с установленным законодательством, либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене.

2.3. В локальных нормативных актах содержатся определения вводимых юридических, технических и других специальных терминов, не являющихся общеизвестными и неиспользуемые в законодательстве РФ и Пермского края. Термины необходимо употреблять только в одном значении и в соответствии с принятой терминологией.

2.4. В локальных нормативных актах не допускается употребление сложных грамматических конструкций, иностранных слов, а также устаревших и многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов и метафор.

2.5. Структура локальных нормативных актов должна быть логически обоснованной, отвечающей целям и задачам правового регулирования, а также обеспечивающей правильное понимание данного документа.

2.6. В локальных нормативных актах не допускается содержание факторов, связанных с наличием правовых пробелов и системных факторов.

3. Порядок разработки, принятия и регистрации локальных нормативных актов

3.1. Разрабатывать локальные нормативные акты вправе заведующий Детским садом № 49 и (или) лица, уполномоченные на это приказом заведующего, а также коллегиальные органы управления дошкольной образовательной организацией, определенные уставом.

3.2. При разработке локальных нормативных актов не допускаются ссылки (отсылки) на отмененные нормативные правовые акты, иные документы, утратившие юридическую силу.

3.3. Порядок разработки локальных нормативных актов включает:

  • определение перечня вопросов, по которым требуется детальная проработка локального нормативного акта;
  • определение этапов и сроков разработки локального нормативного акта;
  • создание рабочей группы по разработке локального нормативного акта (в ее состав могут входить представители администрации, педагогического коллектива, родительской общественности, общественного совета и др.);
  • подготовка проекта локального нормативного акта;
  • согласование проекта локального нормативного акта с участниками рабочей группы и заинтересованными лицами (при необходимости);
  • утверждение локального нормативного акта.

3.4. В Детском саду № 49 используются следующие модели принятия локальных нормативных актов:

  • принятие локальных нормативных актов заведующим;
  • принятие локальных нормативных актов заведующим с обязательным согласованием с коллегиальным органом управления и (или) представительным органом работников (при наличии);
  • принятие локальных нормативных актов заведующим с учетом мнения коллегиального органа управления и (или) представительного органа работников (при наличии такого органа) и (или) общественного совета родителей (законных представителей) воспитанников (при наличии такого органа), в целях учета мнения указанных лиц по вопросам управления дошкольной образовательной организацией и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы воспитанников и их родителей (законных представителей);
  • принятие локальных нормативных актов коллегиальным органом дошкольной образовательной организации при обязательности согласовании с заведующим;
  • принятие локальных нормативных актов коллегиальным органом дошкольной образовательной организации с обязательным согласованием с заведующим и (или) общественным советом родителей (при наличии такого органа).

3.5. Принятие локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность дошкольной образовательной организации, относится к исключительной компетенции заведующего Детским садом № 49.

3.6. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы воспитанников и их родителей (законных представителей), а также по отдельным вопросам управления дошкольной образовательной организацией, заведующий обязан учитывать мнение общественного совета родителей (при его наличии).

3.6.1. Принятие локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность органов управления дошкольной образовательной организацией, относится к компетенции данных органов при обязательном согласовании с заведующим Детским садом № 49.

3.6.2. Принятие локальных нормативных актов, касающихся норм трудового права, осуществляется заведующим с обязательным согласованием с коллегиальным органом управления и (или) представительным органом работников (при наличии таких органов) (приложение 1 к Регламенту).

3.6.3. Коллегиальные органы управления вправе принимать положения, правила, рекомендации, программы с обязательным согласованием с заведующим.

3.7. При утверждении локального нормативного акта необходимо руководствоваться нормами ГОСТ Р 6.30–2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утв. постановлением Госстандарта России от  03.03.2003 №  65-ст.

3.8. Регистрация локального нормативного акта представляет собой присвоение ему внутреннего порядкового регистрационного номера, позволяющего идентифицировать данный документ и организовать учет локальных нормативных актов в дошкольной образовательной организации, а также внесение соответствующих записей в необходимые учетные документы.

3.9. Принципами регистрации локальных нормативных актов в дошкольной образовательной организации являются общедоступность, достоверность и актуальность сведений, содержащихся в учетных регистрационных документах.

3.10. Согласно ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации от  30.12.2001 №   197-ФЗ (далее — ТК РФ) работников Детского сада № 49 необходимо под подпись ознакомить со всеми локальными нормативными актами, принимаемыми в дошкольной образовательной организации и непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. Если локальный нормативный акт касается воспитанников и их родителей (законных представителей), он доводится до сведения последних.

4. Порядок изменения и отмены локального нормативного акта

4.1. В случае актуализации законодательной базы локальный нормативный акт Детского сада № 49 прекращает свое действие в части, противоречащей действующему законодательству, до принятия новой редакции локального нормативного акта. На локальные нормативные акты Детского сада № 49 распространяются нормы и положения новых (измененных, дополненных) нормативно-правовых актов, вступившие в силу после утверждения локальных нормативных актов Детского сада № 49, с момента введения в действие таких изменений. Заведующий обязан принять меры по своевременному внесению в локальные нормативные акты поправок, связанных с изменениями законодательства.

4.2. Администрация Детского сада № 49 вправе вносить изменения в локальные нормативные акты:

  • в связи с вступлением в силу либо изменением закона или другого нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права;
  • по собственному усмотрению при условии, что принимаемые локальные нормативные акты не будут ухудшать положения работников, воспитанников и их родителей по сравнению с установленным ТК РФ, законодательством об образовании, коллективными договорами, соглашениями.

4.3. Изменения в локальный нормативный акт вносятся в том же порядке, в котором он разрабатывался и утверждался первоначально.

4.4. В случае если локальный нормативный акт не содержит указаний на порядок внесения в него изменений и дополнений, такие изменения и дополнения вносятся в порядке, определяемом настоящим Регламентом.

4.5. В случае если порядок внесения изменений и дополнений в локальный нормативный акт, указанный в данном локальном нормативном акте, отличается от порядка, установленного настоящим Регламентом, внесение изменений и дополнений осуществляется в порядке, установленном в самом изменяемом или дополняемом локальном нормативном акте.

4.6. Изменения и дополнения в локальный нормативный акт вступают в силу с даты, указанной в приказе о внесении изменений или дополнений в локальный нормативный акт, а в случае отсутствия такой даты — по истечении пяти рабочих дней с даты издания приказа о внесении изменений или дополнений в локальный нормативный акт.

4.7. Локальный нормативный акт, либо отдельные его положения, прекращают свое действие в связи:

  • с истечением срока действия;
  • отменой (признанием утратившим силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом.

5. Ознакомление работников и иных заинтересованных лиц с локальным нормативным актом

5.1. Особые правила ознакомления с локальными нормативными актами предусмотрены для лиц, поступающих на работу в образовательную организацию. Будущий работник знакомится с локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью, при заключении трудового договора (до его подписания). Письменным подтверждением того факта, что содержание локального нормативного акта доведено до сведения работника, служит виза ознакомления. Она включает: наименование должности работника, его личную подпись, расшифровку подписи и дату.

5.2. В случае когда локальный нормативный акт имеет отношение к небольшому кругу работников, либо определенной сфере деятельности, целесообразно оформление визы ознакомления непосредственно на самом документе.

5.3. Дошкольная образовательная организация знакомит общественный совет родителей с локальным нормативным актом, затрагивающим права и законные интересы воспитанников и их родителей (законных представителей), путем оформления визы ознакомления председателя общественного совета родителей непосредственно в конце документа либо на отдельном листе, прилагающемся к локальному нормативному акту, с обязательной передачей председателю заверенной копии локального нормативного акта.

6. Заключительные положения

6.1. Настоящий Регламент вступает в силу с даты его утверждения заведующим Детским садом № 49.

6.2. Настоящий Регламент утрачивает силу в случае принятия и вступления в силу нового порядка разработки и принятия локальных нормативных актов по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.

6.3. Вопросы, не урегулированные в настоящем Регламенте, регулируются в соответствии с действующим законодательством РФ, уставом Детского сада № 49 и иными локальными нормативными актами.

Приложение 1 к Регламенту

Локальные нормативные акты, принимаемые работодателем с учетом мнения представительного органа работников

К локальным нормативным актам, принимаемым работодателем с учетом мнения представительного органа работников, относятся:

  • акты, определяющие порядок проведения аттестации педагогических работников (ч. 2 ст. 81 ТК РФ), оплату труда (положение об оплате труда; ст. 135 ТК РФ), стимулирующие выплаты (положение о премировании, надбавках, вознаграждении по итогам работы за год, за выслугу лет и т. д.; ст. 144 ТК РФ), оплату труда в ночное время (ст. 154 ТК РФ), в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 153 ТК РФ), нормирование труда (гл. 22 ТК РФ);
  • акты, устанавливающие нормы труда, акты о введении, замене и пересмотре норм труда (ст. 162 ТК РФ), о снятии дисциплинарного взыскания (ст. 194 ТК РФ), о создании комитета (комиссии) по охране труда (ст. 218 ТК РФ);
  • графики сменности (ст. 103 ТК РФ);
  • перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ);
  • правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189, 190 ТК РФ);
  • акты о введении режима неполного рабочего времени (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев в случаях наличия причин, которые могут повлечь за собой массовое увольнение работников (ст. 74 ТК РФ); о привлечении работников к сверхурочным работам (ст. 99 ТК РФ); акты, устанавливающие порядок разделения рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ); о проведении работ в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113 ТК РФ); об очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков (ст. 123 ТК РФ); о системе оплаты и стимулирования труда (ст. 135 ТК РФ); о конкретных размерах повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ); о принятии мер при угрозе массовых увольнений работников (ст. 180 ТК РФ); о разработке и утверждении правил и инструкций по охране труда для работников (ст. 212 ТК РФ);
  • график работ при работе вахтовым методом (ст. 301 ТК РФ);
  • форма расчетного листка о составных частях заработной платы (ч. 2 ст. 136 ТК РФ);
  • перечень необходимых профессий и специальностей работников, требующих профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации (ст. 196 ТК РФ);
  • перечень профессий и должностей работников, имеющих право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 116 ТК РФ);
  • перечень профессий и должностей работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, имеющих право на бесплатную выдачу специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты (ст. 221 ТК РФ).

Приложение 2 к Регламенту

Примерный перечень локальных нормативных актов в дошкольной образовательной организации

Наименование локального нормативного актаКаким органом принимаетсяС каким органом согласовывается
Регламент разработки и принятия локальных нормативных актов по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельностиЗаведующийСм. примечание
Должностные инструкции работниковЗаведующийПредставительный орган работников
Инструкции по охране труда и соблюдению правил техники безопасностиЗаведующийПредставительный орган работников
Инструкции по пожарной безопасностиЗаведующийПредставительный орган работников
Инструкция по охране жизни и здоровья воспитанниковЗаведующийСм. примечание
Инструкция по организации прогулок воспитанниковЗаведующийСм. примечание
Номенклатура дел дошкольной образовательной организацииЗаведующийСм. примечание
Положение об учетной политикеЗаведующийСм. примечание
Положение о закупках товаров, работ и услуг для нужд дошкольной образовательной организацииЗаведующийНаблюдательный совет
Положение об оплате труда работниковЗаведующийКоллегиальный орган управления дошкольной образовательной организацией (общее собрание членов трудового коллектива, далее — ОТК) и (или) представительный орган работников
Положение о материальном стимулировании работниковЗаведующийКоллегиальный орган управления дошкольной образовательной организацией (ОТК) и (или) представительный орган работников
Положение о комиссии по установлению стимулирующих выплатЗаведующийПредставительный орган работников
Правила внутреннего трудового распорядкаКоллегиальный орган управления дошкольной образовательной организацией (ОТК) и (или) представительный орган работниковЗаведующий
Положение о пропускном режимеЗаведующийКоллегиальный орган управления дошкольной образовательной организацией (управляющий совет)
Положение о компенсационных выплатах работникамКоллегиальный орган управления дошкольной образовательной организацией (ОТК) и(или) представительный орган работниковЗаведующий
Положение о педагогическом советеКоллегиальный орган управления ДОО (педсовет)Заведующий
Положение о методической службеКоллегиальный орган управления дошкольной образовательной организацией (педсовет)Заведующий
Положение об общем собрании трудового коллективаКоллегиальный орган управления дошкольной образовательной организацией (ОТК)Заведующий
Положение об управляющем советеКоллегиальный орган управления дошкольной образовательной организацией (управляющий совет)Заведующий
Положение об оказании дополнительных платных образовательных услугЗаведующий1. Коллегиальный орган управления дошкольной образовательной организацией (педсовет). 2. Общественный совет родителей (законных представителей) воспитанников
Положение о привлечении и расходовании средств, полученных от приносящей доход деятельностиЗаведующийОбщественный совет родителей (законных представителей) воспитанников
Положение о  психолого-педагогическом ( психолого-медико-педагогическом) консилиумеКоллегиальный орган управления дошкольной образовательной организацией (педсовет)Общественный совет родителей (законных представителей) воспитанников
Положение о логопедическом пунктеКоллегиальный орган управления дошкольной образовательной организацией (педсовет)Заведующий. Общественный совет родителей (законных представителей) воспитанников
Положение о проблемной (творческой) группеКоллегиальный орган управления дошкольной образовательной организацией (педсовет)Заведующий
Положение о внутриведомственном учете детей (семей) группы риска (находящихся в социально опасном положении)Коллегиальный орган управления дошкольной образовательной организацией (педсовет)Заведующий. Общественный совет родителей (законных представителей) воспитанников
Положение о наставничествеКоллегиальный орган управления дошкольной образовательной организацией (педсовет)Заведующий
Положение об аттестационной комиссииЗаведующийКоллегиальный орган управления дошкольной образовательной организацией (педсовет)
Положение о системе внутренней оценки качества образованияКоллегиальный орган управления дошкольной образовательной организацией (педсовет)Заведующий. Общественный совет родителей (законных представителей) воспитанников
Календарный учебный графикЗаведующийКоллегиальный орган управления дошкольной образовательной организацией (педсовет)
Основная общеобразовательная программа дошкольного образованияКоллегиальный орган управления дошкольной образовательной организацией (педсовет)1. Заведующий 2. Общественный совет родителей (при наличии)
Программа развития дошкольной образовательной организацииКоллегиальный орган управления дошкольной образовательной организацией (ОТК)Заведующий. Общественный совет родителей (законных представителей) воспитанников
Программа дополнительного образования детей (дополнительная общеразвивающая программа)Коллегиальный орган управления дошкольной образовательной организацией (педсовет)Общественный совет родителей (законных представителей) воспитанников
Положение о противодействии коррупцииЗаведующийКоллегиальный орган управления дошкольной образовательной организацией (ОТК)
Правила приема на обучение по общеобразовательным программам дошкольного образованияЗаведующийСм. примечание
Положение о родительском комитетеОбщественный совет родителей (законных представителей) воспитанниковЗаведующий
Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношенийЗаведующийКоллегиальный орган управления дошкольной образовательной организацией (педсовет). Общественный совет родителей (законных представителей) воспитанников
Правила внутреннего распорядка для воспитанниковКоллегиальный орган управления дошкольной образовательной организацией (педсовет)Заведующий. Общественный совет родителей (законных представителей) воспитанников
Рекомендации о перечне учебно-методических пособий, о требованиях к библиотечному фонду и об иных вопросах методической работы в дошкольной образовательной организацииКоллегиальный орган управления дошкольной образовательной организацией (педсовет)Заведующий
Нормы профессиональной этики педагогических работниковКоллегиальный орган управления дошкольной образовательной организацией (педсовет)Заведующий
Рекомендации родителям об одежде воспитанниковКоллегиальный орган управления дошкольной образовательной организацией (педсовет)Общественный совет родителей (законных представителей) воспитанников
Положение о проведении конкурсов, смотров и др.Коллегиальный орган управления дошкольной образовательной организацией (педсовет)Заведующий
Положение о портфолио воспитанников, групп, педагогических работниковКоллегиальный орган управления дошкольной образовательной организацией (педсовет)Заведующий
Положение об официальном сайте дошкольной образовательной организацииЗаведующийСм. примечание

Примечание. Каждая образовательная организация вправе определить органы управления образовательной организацией, с которыми согласовывается тот или иной локальный нормативный акт, за исключением случаев, прямо предусмотренных Федеральным законом от  29.12.2012 №   273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Вадим Чеха, канд. юрид. наук, проректор Московского педагогического государственного университета

Статья А. Князевой и А. Малашонок «Разработка и принятие локальных нормативных актов» посвящена актуальной на сегодняшний день теме — статусу локальных нормативных актов, принимаемых в образовательных организациях. Важность данного вопроса обусловливается в т. ч. наличием в Федеральном законе от  29.12.2012 №   273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон №  273-ФЗ) отдельной статьи, посвященной локальным нормативным актам, регламентирующим основные вопросы организации и осуществления образовательной деятельности.

Так, согласно ч. 1 ст. 30 Закона №  273-ФЗ образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ в порядке, предусмотренном ее уставом.

Следует отметить, что Закон №  273-ФЗ не содержит определения понятия «локальный нормативный акт». Тем не менее к числу признаков локального нормативного акта можно отнести следующие:

локальный нормативный акт действует в образовательной организации в отношении всех или некоторых работников, воспитанников или иных лиц, связанных с организацией какими-либо правоотношениями (например, родителей воспитанников), и рассчитан на неоднократное применение;

локальный нормативный акт выражает волю образовательной организации;

локальный нормативный акт направлен на создание какого-либо правила, порядка осуществления работы;

содержание локального нормативного акта полностью соответствует требованиям законодательства, коллективного договора, соглашения;

локальный нормативный акт составляет, подписывает и (или) принимает уполномоченное лицо.

В рассматриваемой статье верно отмечено, что статус локальных нормативных актов регламентируется нормами не только Закона №  273-ФЗ, но и Трудового кодекса Российской Федерации от  30.12.2001 №   197-ФЗ (далее — ТК РФ) в зависимости от предмета регулирования — образовательные или трудовые отношения.

При этом следует отметить, что ТК РФ предусматривает особый порядок принятия ряда локальных нормативных правовых актов. Так, например, согласно ст. 190 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

В ст. 8 ТК РФ приводятся четыре варианта принятия локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые отношения:

1) с обязательным согласованием локального акта с представительным органом работников (чаще всего это первичная профсоюзная организация);

2) с обязательным согласованием локального акта с представительным органом работников в силу требования коллективного договора, соглашения;

3) без учета мнения представительного органа при обязательности согласования с ним;

4) без учета мнения при необязательности согласования или при отсутствии представительного органа.

Следует иметь в виду, что некоторые нормы ТК РФ устанавливают именно необходимость принятия локальных нормативных правовых актов. Помимо упомянутой нормы ст. 190 ТК РФ об утверждении правил внутреннего трудового распорядка к числу данных норм можно отнести ст. 123 ТК РФ об обязательном наличии в организации графика отпусков, ст. 144 ТК РФ об установлении системы оплаты труда в соответствующих локальных актах и др.

Необходимо учитывать требования Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от  28.10.2013 №  966. Согласно п. 4 данного положения к числу лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности, относится в т. ч. наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со ст. 12 Закона №  273-ФЗ. По сути, образовательная программа утверждается, как правило, руководителем образовательной организации и по своему статусу является локальным нормативным актом образовательной организации.

В ч. 2 ст. 29 Закона №  273-ФЗ предусмотрено, что образовательная организация обеспечивает открытость и доступность копий всех локальных нормативных актов, за исключением документов, касающихся персональных данных работников (например, штатного расписания) или относящихся к государственной либо служебной тайне. При этом отдельно обозначены правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор.

В связи с вышеизложенным, крайне спорным выглядит упоминание в рассматриваемой статье локальных нормативных актов «рекомендательного характера». Дело в том, что рекомендательный характер того или иного документа обычно предполагает необязательность его применения и предоставление возможности для совершения действий по собственному усмотрению. Скорее всего, речь может идти о локальных нормативных актах, имеющих информационный характер.

В связи с этим нецелесообразно составлять перечни локальных нормативных актов, с которыми необходимо обязательно ознакомить родителей (законных представителей) воспитанников, и локальных актов, имеющих «рекомендательный» характер.

Отметим, что разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов отнесено к компетенции самой образовательной организации (ч. 3 ст. 28 Закона №   273-ФЗ). Из этого следует, что образовательная организация сама определяет необходимость принятия того или иного локального акта. При этом необходимо избегать чрезмерного регулирования локальными нормативными правовыми актами деятельности образовательной организации.

Здесь также можно говорить о нецелесообразности подробной регламентации видов локальных нормативных актов на уровне дошкольной образовательной организации. Такого рода регламентация представляется излишней даже в образовательных организациях высшего образования, для которых характерно наличие значительного количества обучающихся и работников.

Кроме того, обратим внимание на некоторые спорные моменты в содержании регламента разработки и принятия локальных нормативных актов по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.

Так, в частности, само по себе наименование документа — регламент разработки и принятия локальных нормативных актов по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности не в полной мере отражает его содержание, так как данный регламент касается не только образовательных, но и трудовых отношений.

Также необходимо указать на то, что п. 3.5 регламента, согласно которому принятие локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность дошкольной образовательной организации, относится к исключительной компетенции заведующего Детским садом № 49, противоречит другим пунктами регламента, согласно которым в принятии локальных нормативных актов участвуют коллегиальные органы дошкольной образовательной организации.

В примерном перечне локальных нормативных актов в дошкольной образовательной организации указано положение о компенсационных выплатах работникам, которое, по сути, является частью положения об оплате труда работников. То же касается положения о материальном стимулировании работников.

Тем не менее в целом рассматриваемую статью и регламент можно рекомендовать к применению в практической деятельности образовательных организаций.