К вопросу об оценке качества дошкольного образования
Возможно ли объединить основные группы показателей качества дошкольного образования, содержащиеся в Законе № 273-ФЗ, ФГОС ДО и ГОСТ Р 52113–2003, в единую схему? Попробуем вместе с экспертом журнала.
Проблема повышения качества услуг находится в центре внимания практически всех отраслей социальной сферы. С одной стороны, это обусловлено изменением государственной политики в сфере оказания социальных услуг населению, где ключевую роль играют показатели результативности и эффективности вложения бюджетных средств. С другой стороны, имеет место общая неготовность социальной сферы предъявлять такие показатели обществу и государству, как убедительные доказательства своего постоянного совершенствования и развития.
Чтобы оценить качество работ или услуг нужны документально оформленные требования, в которых перечислены все основные характеристики качества с конкретными значениями показателей. В производственной сфере требования к качеству установлены практически для всей продукции массового производства. В непроизводственной сфере это сделать сложно. Имеющиеся на сегодняшний день в большинстве социальных отраслей официальные требования к качеству услуг не охватывают всего многообразия качественных характеристик объектов и явлений. Научно обоснованная система показателей качества отсутствует и в сфере дошкольного образования.
Помимо показателей система оценки качества включает такие элементы, как источники информации, субъекты, объекты и процедуры оценивания, способы и методы измерения, которые также недостаточно разработаны.
В связи с этим о системе оценки качества дошкольного образования можно говорить только в будущем времени. Однако многие конструктивные элементы этой системы уже определены в различных нормативных документах. Так, постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 утверждены правила осуществления мониторинга системы образования. Согласно п. 2 данных правил мониторинг проводится в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики РФ в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования. В соответствии с п. 13 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ) образовательные организации обязаны проводить самообследование и обеспечивать функционирование внутренней системы оценки качества образования. Данный закон включает нормы по контролю качества образования органами государственного надзора, по независимой оценке качества образовательной деятельности с целью предоставления информации об уровне организации работы учреждений образования.
Внутренняя и внешняя оценка качества
В соответствии с нормативными документами в сфере оценки качества образования выделяют две подсистемы: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя оценка качества включает оценку руководителями и работниками образовательной организации качества своей работы, а также оценку деятельности образовательной организации родителями, являющимися потребителями услуг данной организации.
Внешняя оценка качества предполагает оценку надзорными органами, профессиональными сообществами, общественными и иными организациями. По своей сути любая внешняя оценка не зависит от организаций, которые подлежат оцениванию. Однако в Законе № 273-ФЗ независимая оценка качества имеет более узкое толкование, в рамках которого устанавливаются субъекты оценки, общие критерии оценивания и другие требования. Оценка учредителя (собственника) может рассматриваться и как внутренняя, и как внешняя оценки — в зависимости от масштаба объекта оценивания. В табл. 1 приводятся основные характеристики внешней и внутренней подсистем оценки качества образования.
Таблица 1
Основные характеристики внешней и внутренней подсистем оценки качества дошкольного образования
Элементы системы оценки качества дошкольного образования | Субъекты оценки | ||||||
Внутренняя оценка | Внешняя и внутренняя оценка | Внешняя оценка | |||||
Работники | Родители воспитан-ников | Администра-ция дошкольной организации | Учредитель | Надзорные органы | Профе-ссиональные эксперты | Общест-венные эксперты | |
Процедуры оценивания | Самообсле-дование | Не установлены | Система внутренней оценки качества | Контроль, мониторинг, рейтинг | Лицензи-рование, государ-ственный надзор | Аттестация, экспертиза | Независимая оценка качества |
Показатели и критерии оценки | Устанав-ливаются Минобрнауки России и дошкольной организацией | Устанав-ливаются дошкольной организацией | Устанав-ливаются требованиями, нормативами, стандартами, а также дошкольной организацией | Устанав-ливаются требованиями, нормативами, стандартами, а также учредителем | Устанав-ливаются требованиями, нормативами, стандартами | Устанав-ливаются требованиями, нормативами, стандартами. Определяются экспертами | Устанав-ливаются Минобрнауки России. Дополни-тельные показатели устанав-ливаются общест-венными советами |
Способы оценивания | Все известные способы оценки качества | Опрос | Все известные способы оценки качества | Ранжирование данных, имеющихся в открытом доступе |
Таким образом, нормативными правовыми актами установлены некоторые оценочные процедуры (мониторинг, самообследование); утверждены отдельные перечни показателей. Однако целостная модель системы оценки качества образования на сегодняшний день не выстроена: ряд базовых понятий не имеет однозначных определений, не выделено содержание перечня показателей, не описаны способы и механизмы оценивания. Все эти вопросы адресуются руководителям образовательных организаций и органов управления образованием для самостоятельного поиска решений.
Показатели качества дошкольного образования
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 23 Закона № 273-ФЗ дошкольная образовательная организация осуществляет в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотр и уход за детьми. То есть выделены два основных вида деятельности, которые должны быть положены в основу системы показателей оценки качества. При этом само понятие «качество образования» определено как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (п. 29 ч. 1 ст. 2 Закона № 273-ФЗ).
Образовательная деятельность детского сада регулируется федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС), который устанавливает требования:
- к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему;
- условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
- результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и согласно специальному указанию не подлежат непосредственной оценке и не могут служить показателями при оценке качества образования.
Стандарта присмотра и ухода за детьми не существует, но общая содержательная характеристика этого вида деятельности приводится в п. 34 ст. 2 Закона № 273-ФЗ: присмотр и уход за детьми — комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
Кроме того, Законом № 273-ФЗ отдельно выделяются требования охраны и укрепления здоровья обучающихся, которые распространяются на оба вида деятельности. Присмотр и уход и образовательная деятельность также регулируются требованиями:
- СанПиН 2.4.1.3049–13 " Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26;
- ППБ-101-89 «Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений», утв. приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 № 541 «О введении в действие Правил пожарной безопасности».
Объединенные требования всех указанных нормативных правовых актов могут служить основанием для определения соответствующих частей в составе системы показателей качества. Однако есть еще и другие субъекты оценивания, требования которых тоже необходимо учесть. В первую очередь, речь идет о потребителях услуг дошкольных образовательных организаций.
Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52113–2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества»1 (далее — ГОСТ Р 52113–2003) установлен порядок определения перечней показателей, соответствующих целям управления качеством, где главным ориентиром выступает удовлетворенность потребителя. В этом документе определены четыре основные группы показателей качества:
1) показатели назначения, где выделяются основные свойства услуги, ее совместимость с другими услугами и требованиями, условия предоставления услуги, специфические характеристики, связанные с конкретным видом услуги;
2) показатели безопасности, где выделяется 10 видов безопасности;
3) показатели надежности предоставления и результатов услуги;
4) показатели профессионального уровня персонала.
Данные группы показателей универсальны, являются общим руководством для производителей любых услуг, и потому их применение в каждой конкретной сфере требует авторской интерпретации. Например, параметры системы показателей оценки качества дошкольного образования с точки зрения удовлетворения требований потребителей могут выглядеть так, как представлено в табл. 2.
Таблица 2
Примерные параметры системы показателей качества дошкольного образования (на основе ГОСТ Р 52113–2003)
Наименование групп показателей качества | Параметры системы показателей |
---|---|
Назначение услуги | 1. Основные свойства услуги: • удобный режим работы; • наличие медицинских работников, учителей-логопедов и других узкопрофильных специалистов; • наполняемость групп, количество воспитанников, приходящихся на одного воспитателя; • объем трудовых обязанностей персонала при осуществлении присмотра и ухода за детьми, учет дополнительных запросов семьи; • размер и порядок оплаты услуг детского сада, наличие льгот и т. п. 2. Совместимость услуги: • функциональная (преемственность в содержании работы с образовательными организациями другого уровня образования); • информационная (соответствие объема, вида и формы предоставления информации о ребенке и оказываемых услугах требованиям родителей). 3. Качество предоставления услуги: • состояние материально-технической базы; • санитарно-гигиенические условия; • этика общения персонала; • возможность получения дополнительных услуг; • наличие условий для оказания услуг детям с ограниченными возможностями здоровья, другим категориям потребителей с особыми потребностями; • эстетика и комфортабельность помещений |
Безопасность услуги | Электробезопасность. Пожарная безопасность. Санитарно-гигиеническая безопасность. Безопасность игрового оборудования, в т. ч. установленного на прогулочных участках. Безопасность озеленения интерьеров и прогулочных участков. Безопасность, создаваемая специальными защитными средствами (устройство ограждения, организация пропускного режима, оснащение аварийной сигнализацией и др.). Безопасность технологического оборудования. Специфические виды безопасности для отдельных видов услуг (обучение плаванию, проведение физиотерапевтических процедур и т. п.) |
Надежность услуги | Стабильность производственного графика работы детского сада, выполнение обязательств, предусмотренных договором с родителями |
Профессиональный уровень персонала | Общая и профильная подготовка персонала. Уровень квалификации кадров и навыки выполнения сложных работ, в т. ч. по результатам участия в конкурсах профессионального мастерства. Знание и соблюдение требований документов, регулирующих профессиональную деятельность педагогических работников ( в т. ч. требований безопасности). Соблюдение профессиональной этики поведения, которая включает такие качества, как: • этичность, доброжелательность, вежливость, коммуникабельность; • внимательность и предупредительность в отношениях с потребителями услуг; • умение создать домашнюю атмосферу, проявлять терпение, выдержку, избегать конфликтных ситуаций |
Из табл. 2 видно, что используя показатели, рекомендованные ГОСТ Р 52113–2003, можно существенно расширить то представление о качестве дошкольного образования, которое дает ФГОС. Например, появляются показатели, характеризующие основные свойства услуги, которые устанавливаются и контролируются учредителем (собственником). Добавляются показатели надежности и показатели совместимости, на которые ориентируются не только родители воспитанников, но и педагогические работники следующего уровня образования (школы).
Объединив основные группы показателей качества, содержащиеся в Законе № 273-ФЗ, ФГОС и ГОСТ Р 52113–2003, получим обобщенную схему системы показателей качества дошкольного образования.
Очевидно, что показателей, которые потенциально укладываются в представленную схему, может быть настолько много, что их сбор и обработка займут значительную часть времени работников детского сада. Чтобы этого не произошло, необходимо ограничить перечень оцениваемых показателей качества, т. е. выделить отдельные ключевые (индикативные) показатели.
Нормативные документы
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049–13 " Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»»
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Приказ Гособразования СССР от 04.07.1989 № 541 «О введении в действие Правил пожарной безопасности»
ГОСТ Р 52113–2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества», утв. и введен в действие постановлением Госстандарта России от 28.07.2003 № 253-ст
От редакции
