ещё
свернуть
Все статьи номера
8
Июль 2015года
Толерантность
Направления работы

Многокультурное образование. Воспитание толерантности у детей

Воспитание у детей толерантности – сложная педагогическая задача, которая может решаться с помощью разных направлений деятельности дошкольной образовательной организации. 
Никитина Татьяна, нач. отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов Московского центра качества образования

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон №  273-ФЗ) одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является единство образовательного пространства на территории РФ, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов РФ в условиях многонационального государства.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования Закон №  273-ФЗ относит разработку и реализацию региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов РФ.

В части примерных основных общеобразовательных программ в Законе №  273-ФЗ также уделяется внимание учету национальных и этнокультурных особенностей, реализации прав граждан на получение образования на родном языке, изучение родного языка и литературы народов России на родном языке.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования1 наряду с такими принципами дошкольного образования как построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства выделяет принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.

Задачи многокультурного образования

Таким образом, задачей современного образования, в т. ч. дошкольного, становится формирование у детей способности к ответственному самоопределению, критическому мышлению, противостоянию негативному информационному влиянию, а также формирование межкультурной и этнокультурной компетентности и толерантности.

Межкультурная компетентность — это свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующееся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.

Этнокультурная компетентность предполагает готовность к преодолению трудностей в коммуникативных и иных формах взаимодействия с представителями различных этнических групп, а именно:

  • непредвзятость позиции при оценке других людей, их  национально-психологических особенностей;
  • преодоление предубеждений, снижение напряженности (собственной и чужой) при взаимодействии;
  • способность эмоционально, участливо и тактично откликаться на запросы, интересы и поступки людей других культур и народов.

Все эти понятия лежат в основе многокультурного образования, целью которого является формирование у детей умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, воспитание понимания своеобразия других культур, искоренение негативного отношения к ним. Это особенно актуально в условиях активно развивающихся мегаполисов, в которых сохраняется значительный приток мигрантов. Система образования должна быть ориентирована не только на предоставление мест в образовательных организациях, но и на создание новых механизмов и технологий, способных обеспечить интеграцию детей, для которых русский язык не является родным, в систему российского дошкольного образования.

Для реализации идеи многокультурного образования в дошкольных образовательных организациях необходимо вести работу одновременно в двух направлениях: воспитание у детей толерантного отношения к сверстникам другой национальности (вероисповедания, расы и т. д.) и социализация детей мигрантов в условиях российского детского сада.

Воспитание толерантности у дошкольников

Толерантность (терпимость) — это качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия внешности, манеры речи, вкусов, образа жизни, физических особенностей другого человека. Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение права на отличие.

Формирование толерантного отношения происходит за счет развития у ребенка терпимости к культурным различиям и понимающего отношения к ним.

Примерными направлениями деятельности дошкольной образовательной организации по воспитанию толерантности могут быть следующие.

Первое направление — создание толерантного пространства в группах детского сада, где каждый ребенок, независимо от этнической принадлежности, будет чувствовать себя защищенным и способным к открытому взаимодействию с окружающим миром. Благодаря специально организованной среде в группе ребенок может сформировать свое представление о разных людях, о способах, приемах общения и взаимодействия с ними. Для этого в группе можно создать этнический уголок или проводить выставки по этническим культурам. Педагогические работники должны формировать в детском саду атмосферу уважения и доброжелательности и демонстрировать эти качества по отношению не только к воспитанникам, но и друг к другу.

Таким образом, вторым направлением становится подготовка педагогического состава, соответствующая целям и задачам толерантного воспитания. От личностного потенциала, профессиональных знаний и умений, убеждений, взглядов и мировоззрения воспитателя зависит эффективность и продуктивность работы по воспитанию толерантности у дошкольников и формированию многокультурного образования. Полезным инструментом в подготовке педагогического персонала являются имитационные деловые игры.

Третье направление — применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности, таких как:

  • диалог — позволяет передать разнообразную информацию, как по существу разговора, так и о личности, внутреннем мире собеседников;
  • дискуссия — совместный поиск истины. Умело организованная дискуссия является важнейшей методической формой развития толерантности;
  • сотрудничество — совместное определение целей деятельности, планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого. Это может быть игра, в которой дети сами распределяют роли для каждого участника, совместное дежурство и многое другое.

Четвертое направление предполагает взаимодействие образовательной организации и семьи в формировании толерантного мышления и поведения детей. Родители являются первыми и главными воспитателями своего ребенка, поэтому невозможно сформировать у него толерантность и любое другое качество, если родители и педагогические работники не являются союзниками в решении данной проблемы. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенностей семейных взаимоотношений.

В детском саду можно проводить с воспитанниками и их родителями совместные мероприятия, направленные на воспитание толерантности:

  • празднование народных праздников, отмечание памятных дат исторического значения, юбилеев выдающихся деятелей национальной культуры, литературы, науки и народных героев;
  • проведение соревнований по национальным играм и видам спорта;
  • проведение фольклорных концертов, вечеров и театрализованных представлений;
  • создание семейных журналов, в которых каждая семья рассказывает об особенностях своей национальности;
  • рассказы родителей-мигрантов детям группы о своей национальности (с демонстрацией национальных костюмов, игрушек, книг, музыкальных инструментов);
  • проведение экскурсий этнокультурного содержания (объектом таких экскурсий может быть улица имени какого-либо выдающегося деятеля, например, латышского писателя Вилиса Лациса, татарского поэта Мусы Джалиля и т. д.).

Задачи по совместному воспитанию толерантности могут быть включены в общеобразовательную программу и программу развития дошкольной образовательной организации:

  • знакомство детей с народными промыслами, видами декоративно-прикладного искусства, творчеством национальных художников и музыкантов;
  • изучение и исполнение песен и танцев разных народов;
  • создание в детском саду тематического (этнографического) музея.

Наконец, пятым направлением является внедрение в практику работы образовательной организации парциальных программ, которые способствуют формированию толерантности. Например, программа «Я — человек. Программа приобщения ребенка к социальному миру» С. А. Козловой включает раздел «Земля — наш общий дом», который знакомит детей с разными жителями Земли, их особенностями и различиями.

Социализация и интеграция детей мигрантов

Проблема адаптации дошкольников, для которых русский язык не является родным, в условиях детского сада, является одной из наиболее сложных в процессе социализации таких детей. При этом социализация детей мигрантов в дошкольной образовательной организации — необходимое условие их дальнейшего развития и освоения ими социально-культурного опыта, межличностных отношений, социальных норм и правил, ценностей и традиций, что позволит комфортно жить в условиях другой культуры.

Возникает необходимость интеграции таких детей в жизнедеятельность группы и дошкольной образовательной организации в целом.

С этой целью воспитателям группы прежде всего необходимо собрать полную информацию об этнической принадлежности ребенка:

  • откуда приехала семья, где родился ребенок;
  • какие особые традиции есть у семьи, ее народа;
  • можно ли называть ребенка по имени, что оно означает;
  • на каком языке с ребенком общаются в семье;
  • насколько хорошо родители владеют русским языком.

Важно создать комфортные условия для ребенка из семьи мигрантов и прежде всего обеспечить физический комфорт, объяснить ему, как называются самые необходимые вещи, предметы и их назначение.

Нужно рассказывать воспитанникам о разных странах, учить с русскоязычными детьми основные слова на языках детей мигрантов: приветствие, прощание, благодарность, поздравление с днем рождения. При этом необходимо объяснять воспитанникам, насколько полезно знать много языков.

Иноязычному ребенку будет полезно иногда поговорить на родном языке, например, рассказать стихотворение или сказку, а затем перевести на русский язык.

Кроме того, воспитателям необходимо находить возможность заниматься русским языком индивидуально с ребенком из семьи мигрантов или с группой детей. При этом особое внимание следует уделять речевому сопровождению действий: показывать в ответ на просьбу воспитателя, называть или находить названные предметы. Нужно акцентировать внимание детей мигрантов на русской речи, произношении отдельных слов русского языка как в непосредственно образовательной деятельности, так и в повседневной жизни, в режимных моментах.

Педагогические работники должны мотивировать детей мигрантов говорить на русском языке, не бояться вступать в общение со сверстниками и взрослыми, высказывать свое мнение и даже делать ошибки.

Несмотря на то что основные задачи решает воспитатель группы, работа по социализации детей, для которых русский язык не является родным, должна быть коллективной и включать всех специалистов детского сада: педагога-психолога, музыкального руководителя, учителя-логопеда, социального педагога и др. Особое место в данной работе занимают родители таких детей, с которыми также необходимо работать индивидуально, разъяснять им необходимость изучения русского языка и оказывать методическую и консультационную помощь.

1Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
утв. приказом Минобрнауки России от  17.10.2013 № 1155. >> вернуться в статью