С чего начинается социализация
Одним из принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, государства и общества.
О том, с какими проблемами сталкиваются сегодняшние дошкольники при введении в социум, рассказывает доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного образования Института педагогики и психологии образования МГПУ, заслуженный учитель РФ Светлана Козлова.
Слово «социализация» и понятие, которое оно означает, довольно древние, но в отечественной педагогике они прижились совсем недавно.
Когда-то понятие социализации, а особенно социализации и индивидуализации, считалось лженаучным, буржуазным. Причиной этому стало постановление 1936 года о педологических извращениях в системе Наркомпросов, которое запретило науку педологию, изучавшую развитие ребенка, его индивидуальность.
В 90-е годы о социализации заговорили вновь. Однако потребовалось некоторое время, чтобы в психологии и педагогике это понятие укрепилось.
Сегодня тема социализации вновь стала актуальной. Посмотрев на современных детей, мы вдруг поняли, что они очень изменились и уже не такие, какими были дети 20 или 30 лет назад. Мы заговорили о детях индиго, об одаренных детях. Но важно не просто констатировать эти явления, а исследовать их, понять причины. А причины связаны с социализацией: дети по-разному адаптируются к социуму, воспринимают его по-разному и поэтому становятся такими разными.
Под социально-коммуникативным развитием понимается умение общаться.
Социализация — понятие более широкое, потому что включает все, что происходит с ребенком после рождения, когда он превращается из биологического существа в социальное. Все, что делает человека человеком: математика, коммуникация и, естественно, развитие речи — все это социализация.
Данные понятия часто путают, и говорят, что социализация — это общение, и если ребенка научили общаться, значит он социализирован. Но это, конечно, далеко не так. Ведь чтобы общаться с людьми, нужно иметь социальный опыт, знать, что сказать тому, с кем ты общаешься. А это, в свою очередь, зависит от внутреннего мира человека. Здесь появляется понятие индивидуализации. Если социализация — это внешний процесс, то индивидуализация — внутренний. То есть у каждого ребенка социализация происходит индивидуально. В обучении и воспитании индивидуализация обеспечивается за счет применения отдельных методов учета особенностей ребенка, уровня его развития.
Конечно, очень важна предметно-развивающая среда. Она должна быть не законсервированной, а изменчивой, гибкой — в зависимости от возраста ребенка. Среда должна меняться, чтобы стимулировать его развитие.
Сегодня в детских садах для этого есть все необходимые материальные условия, нужно только умело их использовать.
Причем предметно-развивающая среда не обязательно должна быть богатой. Важно не разнообразие, а содержание, качество этой среды: должны быть развивающие игры, возможность сымитировать ситуации, в которые ребенок может попасть, и разрешить эти ситуации с помощью взрослого. Этому служат и игра, и наблюдение, и труд, который, кстати, очень важен для дошкольника. Если воспитатель регулярно и грамотно использует предметно-развивающую среду, то у ребенка развивается познавательная активность.
Поэтому очень важно, какой взрослый находится рядом с ребенком. Это должен быть компетентный педагогический работник. Причем чем младше ребенок, тем более высокая квалификация должна быть у воспитателей и специалистов, которые с ним занимаются.
Некоторые воспитатели считают, что ребенку раннего возраста нужны только присмотр и уход. Это большая ошибка! Ведь в течение первого года жизни ребенок усваивает больше, чем за все последующие годы.
Таким образом, важны оба условия: взрослый, который рядом с ребенком, и среда, в которой ребенок живет. Можно сказать, что на этих двух «китах» основана социализация дошкольников.
Безусловно, у каждого своя функция в социализации детей, но разрывать семью и детский сад в этом смысле нельзя.
Воспитатель в детском саду дает детям знания, порой даже больше знаний, чем дают родители. Он может выстроить знания в систему, чтобы лучше донести их до ребенка.
Но во главе процесса социализации, конечно же, стоит семья. Ведь в семье происходит ежеминутная социализация — постоянное, направленное и не направленное на ребенка воздействие. Например, мама разговаривает по телефону со своей подругой, а ребенок находится рядом. Напрасно мама считает, что в этот момент она не воспитывает ребенка. Потому что он все слышит, все воспринимает и обогащает этим свой социальный опыт. Реплики родителей очень много значат для детей. Например, фразы родителя «Вот, понаехали!» достаточно, чтобы у ребенка на уровне чувств сформировалось отрицательное отношение к приезжим.
Именно поэтому в разных формах работы с родителями задача воспитателя — очень доступно, логично и заинтересованно рассказать им о ребенке, о том, что и почему нужно у него воспитывать. Это, конечно, требует большого мастерства от воспитателя, ведь далеко не всегда с современными родителями удается установить контакт. К родителям нужно найти подход, чтобы они захотели услышать воспитателя.
Сегодня многие упрекают родителей за то, что их дети не отрываются от компьютеров, планшетов, мобильных телефонов и т. д. Но, во-первых, это наша действительность, как можно отстранить от нее ребенка? А во-вторых, что же плохого в том, что трехлетний ребенок показывает своей бабушке, на какую кнопку надо нажать, как надо сделать?
Во всем важно соблюдать меру — и это воспитатель тоже должен объяснить родителю в ходе бесед, практических занятий, путем привлечения детей к совместной работе. Воспитателям нужно проявить выдумку, все свои педагогические и психологические способности, чтобы привлечь внимание родителей к собственным детям.
Сложный и серьезный вопрос. Для подготовки к обучению в школе очень важно не столько умение ребенка читать и писать — ему не нужно этому учиться в детском саду, — сколько социальная готовность к школе. То есть ребенок должен принимать школу, новую ситуацию, в которую он попадает, и к этому его нужно готовить в детском саду.
Выпускник детского сада должен уметь слушать воспитателя, слышать, какое задание ему дают, — то есть он должен уметь учиться. Важно, чтобы у дошкольника был познавательный интерес, воспитывались волевые качества, чтобы он не переставал задавать вопросы, умел трудиться, обслуживать себя, стремиться добиваться чего-то — все это предпосылки к учебной деятельности в школе.
Я бы хотела пожелать всем заведующим, чтобы они оставались верны своему делу и отстаивали дошкольное образование. Особенно это важно для руководителей детских садов, которые вошли в состав образовательных комплексов или присоединились к школе. Необходимо убеждать, показывать директорам школ, как важен дошкольный возраст. Если мы пойдем на поводу у неграмотных директоров (не вообще, а в отношении дошкольного образования), то мы потеряем подрастающее поколение. И тогда в школу придут не те дети, которые могли бы прийти.