ещё
свернуть
Все статьи номера
3
Февраль 2015года
Новый документ
В деталях

Разъяснения по аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности

15 июня 2014 г. вступил в силу новый порядок аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Чтобы на практике у педагогов и администрации образовательных организаций не возникло проблем, Минобрнауки России и Профсоюз работников народного образования и науки РФ подготовили разъяснения по его применению. 
Понкратова Вера, эксперт аппарата Профсоюза работников народного образования и науки РФ

При применении нового нормативного правового акта на практике всегда возникают трудности, связанные с пониманием его отдельных положений. Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 (далее – Порядок аттестации), не стал в этом плане исключением. Начиная с июня 2014 г., когда нормативный правовой акт вступил в силу, у педагогических работников и руководителей образовательных организаций возникло много вопросов, касающихся процедуры проведения аттестации, организации работы аттестационной комиссии, оценки результатов работы аттестуемых и т. д.

Чтобы ответить на наиболее актуальные из них, Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ подготовили разъяснения по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность1 (далее – Разъяснения). Для удобства использования документ составлен в виде вопросов – ответов. При его разработке учитывались обращения, которые поступали от органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза работников народного образования и науки РФ, других заинтересованных организаций и лиц.

Разъясненияпо применениюПорядка проведения 
аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276, подготовлены Минобрнауки России и Профсоюзом работников народного образования и науки РФ с целью единообразного применения данного документа в разных организациях и регионах.

Ряд ответов в Разъяснениях посвящен аттестации педагогических работников, чья профессиональная подготовка не соответствует требованиям, предъявляемым квалификационными характеристиками по занимаемой должности, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н2 (далее – Квалификационные характеристики должностей работников образования).

Кстати, среди обращений встречались вопросы по поводу того, почему Квалификационные характеристики работников образования утверждены Минздравсоцразвития России. По всей видимости, многие уже не помнят, что функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда несколько лет осуществляло Минздравсоцразвития России.

Учитывая, что в последнее время стала подвергаться сомнению правомерность применения п. 9 разд. «Общие положения» Квалификационных характеристик работников образования о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разд. «Требования к квалификации», такая возможность была еще раз подтверждена новым порядком аттестации.

Согласно п. 23 Порядка аттестации аттестационная комиссия организации может дать работодателю рекомендации о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, которые не имеют специальной подготовки или стажа работы, установленных в разд. «Требования к квалификации» разд. «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) в профессиональных стандартах3, но обладают достаточным практическим опытом и компетентностью, качественно и в полном объеме выполняют возложенные на них должностные обязанности.

В заключение отметим, что ответы в Разъяснениях сгруппированы по соответствующим разделам Порядка аттестации: «Общие положения», «Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности», «Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории». Если пользователь хорошо знает Порядок аттестации, он сможет легко найти ответ на интересующий его вопрос.

Разъяснения по применению порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность4 
(извлечение)

Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г., регистрационный № 32408) (далее – Порядок аттестации).

Указанный приказ вступил в силу 15 июня 2014 года по истечении 10 дней после дня его официального опубликования 4 июня 2014 г. в «Российской газете» № 124.

Настоящие разъяснения подготовлены в целях единообразного применения Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее по тексту – организация, образовательная организация), на основе вопросов, полученных от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза и других заинтересованных лиц, и сгруппированы по соответствующим разделам Порядка аттестации.

К разделу «Общие положения»

1. Вправе ли органы государственной власти субъектов РФ разрабатывать и принимать свои положения об аттестации педагогических работников на основе Порядка аттестации?

Ответ: Нет, не вправе. Статья 49 Закона № 273-ФЗ5, а также Порядок аттестации не предусматривают возможность иного регулирования порядка аттестации педагогических работников, в т. ч. путем принятия органами государственной власти субъектов РФ положения об аттестации педагогических работников.

Порядок аттестации является ведомственным нормативным правовым актом прямого действия.

2. Каким образом должна быть обеспечена на практике дифференциация размеров оплаты труда педагогических работников в зависимости от квалификационных категорий и объема их преподавательской (педагогической) работы, предусмотренная п. 3Порядка аттестации?

Ответ: В случаях, когда в системах оплаты труда для педагогических работников, имеющих квалификационные категории, повышенный уровень оплаты труда предусматривается без учета объема преподавательской (педагогической) работы (т. е. в виде надбавки либо повышающего коэффициента только за объем преподавательской или педагогической работы в пределах нормы часов педагогической работы, установленных за ставку заработной платы), такие системы оплаты труда следует скорректировать с учетом положений, предусмотренных абз. 7 п. 3 Порядка аттестации.

Например, дифференциация размеров оплаты труда с учетом квалификационных категорий и объема преподавательской (педагогической) работы для педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, может быть обеспечена путем:

  • оплаты труда за весь объем преподавательской (педагогической) работы из повышенного за наличие квалификационной категории размера ставки заработной платы;
  • применения повышающего коэффициента за квалификационную категорию к размеру заработной платы, исчисленному за фактическую преподавательскую (педагогическую) работу из размера ставки заработной платы, предусмотренного по должностям педагогических работников, не имеющих квалификационной категории;
  • пропорционального исчисления размера надбавки с учетом объема преподавательской (педагогической работы).

3. Должны ли на основании Порядка аттестации проходить аттестацию руководители организаций, их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители? Какие аттестационные комиссии должны проводить их аттестацию?

Ответ: Порядок аттестации согласно п. 1 применяется к педагогическим работникам организаций, замещающим должности, поименованные в подразд. 2 разд. I номенклатуры должностей6. Должности же руководителей организаций, их заместителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей поименованы в разд. II номенклатуры должностей.

При этом в соответствии с ч. 4 ст. 51 Закона № 273-ФЗ кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель (за исключением руководителей, указанных в пп. 3 и 4 ч. 1 этой же статьи, т. е. назначаемых Президентом РФ в случаях, установленных федеральными законами, и назначаемых Правительством РФ (для ректоров федеральных университетов)), проходят обязательную аттестацию, порядок и сроки проведения которой устанавливаются учредителем этой организации.

К примеру, кандидаты на должность руководителей и руководители образовательных организаций высшего образования, в отношении которых функции и полномочия учредителя от имени РФ осуществляет Правительство РФ, проходят обязательную аттестацию по правилам, утв. постановлением Правительства РФ от 13.06.2014 № 544 «Об утверждении Правил проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации высшего образования, функции и полномочия учредителя от имени Российской Федерации в отношении которой осуществляет Правительство Российской Федерации».

Аттестация заместителей руководителей организаций, руководителей структурных подразделений и их заместителей Законом 273-ФЗ не предусмотрена.

В то же время, если основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя с заместителями руководителей организаций, руководителями структурных подразделений и их заместителями является п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ7 (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации), то порядок ее проведения может быть установлен локальным нормативным актом организации, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников (ч. 2 ст. 81 ТК РФ).

В случае если руководители организаций, заместители руководителей, руководители структурных подразделений и их заместители наряду с основной работой, определенной трудовым договором, одновременно замещают должности учителей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, то они по желанию могут проходить аттестацию в соответствии с Порядком аттестации, обратившись с заявлением в соответствующую аттестационную комиссию о прохождении аттестации в целях установления квалификационной категории по должности учителя, педагога дополнительного образования, тренера-преподавателя.

К разделу II. «Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности»

4. Может ли руководитель образовательной организации являться председателем аттестационной комиссии организации или входить в ее состав?

Ответ: Согласно пп. 5–7 Порядка аттестации аттестация педагогических работников в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям проводится аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями и утверждаемыми распорядительным актом работодателя. Порядком аттестации не установлено запрета на включение в состав аттестационной комиссии руководителя образовательной организации. Таким образом, решение о вхождении руководителя образовательной организации в состав аттестационной комиссии, в т. ч. в качестве председателя, относится к компетенции образовательной организации.

Вместе с тем, учитывая, что руководитель образовательной организации является представителем работодателя, принимает распорядительные акты о создании аттестационной комиссии и проведении аттестации, знакомит с ними педагогических работников, подлежащих аттестации, вносит в аттестационную комиссию представление на педагогического работника, то ему входить в состав аттестационной комиссии, а также являться ее председателем нецелесообразно.

5. При формировании образовательной организацией аттестационной комиссии кто может входить в ее состав? Могут ли в состав аттестационной комиссии образовательной организации включаться представители других организаций?

Ответ: Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия их занимаемым должностям проводится аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми образовательными организациями.

Аттестационную комиссию организации целесообразно формировать из числа работников организации, в которой работает педагогический работник, в т. ч. входящих в состав коллегиальных органов управления, предусмотренных уставом организации.

В состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа). Данная норма обусловлена требованиями ч. 3 ст. 82 ТК РФ, т. к. результаты аттестации могут послужить основанием для увольнения работников в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

6. Какие распорядительные акты принимаются организацией? Должно ли быть разработано в организации положение об аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности, а также положение об аттестационной комиссии?

Ответ: Для реализации организацией своих полномочий по проведению аттестации и формированию аттестационной комиссии принятие таких локальных нормативных актов, как положение об аттестации педагогических работников или положение об аттестационной комиссии организации, не требуется, поскольку Порядком аттестации определены правила, принципы и основные задачи проведения аттестации педагогических работников организаций в целях подтверждения соответствия их занимаемым должностям, а также определены правила функционирования аттестационных комиссий организаций и их полномочия.

В соответствии с Порядком аттестации организацией принимаются распорядительный акт о создании и составе аттестационной комиссии (п. 6 Порядка аттестации), распорядительный акт о проведении аттестации, содержащий список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации, с которыми работодатель знакомит работника под роспись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику (пп. 8 и 9 Порядка аттестации).

Локальные нормативные акты организации, связанные с формированием аттестационной комиссии организации, ее составом, вопросами проведения аттестации, списком педагогических работников, подлежащих аттестации, и графиком ее проведения, принимаются с учетом мнения представительного органа работников (ч. 2 ст. 81 ТК РФ), т. е. выборного органа первичной профсоюзной организации.

7. Как следует проводить аттестацию педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности в случае, когда замещение их должностей осуществляется в разных должностях по совместительству в той же или иной организации, а также путем совмещения должностей наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором?

Ответ: Если педагогический работник наряду с работой, определенной трудовым договором, выполняет у того же работодателя педагогическую работу в должности с другим наименованием на условиях совмещения должностей и ни по одной из должностей не имеет установленной квалификационной категории, то представление может содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника и результатов его профессиональной деятельности по выполнению трудовых обязанностей, возложенных трудовым договором, с учетом выполнения им работы на условиях совмещения должностей.

Если педагогическая работа осуществляется у разных работодателей, т. е. на условиях совместительства, то аттестация педагогического работника в целях подтверждения соответствия занимаемой должности проводится аттестационными комиссиями соответствующих организаций на общих основаниях, предусмотренных Порядком аттестации.

8. Имеет ли право педагогический работник отказаться от прохождения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности? Каковы правовые последствия отказа работника от прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности?

Ответ: Прохождение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности отнесено к их обязанностям (п. 8 ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ).

В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину.

Следовательно, педагогические работники (за исключением педагогических работников, поименованных в п. 22 Порядка аттестации) не вправе отказаться от прохождения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Отказ педагогического работника от прохождения такой аттестации является дисциплинарным проступком, т. е. неисполнением работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. За совершение указанного проступка в соответствии со ст. 192 ТК РФ работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

9. Должна ли проводиться аттестационными комиссиями организаций аттестация педагогических работника в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, если она была проведена до 1 сентября 2013 г. аттестационными комиссиями, формируемыми органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, а также аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, как это было установлено приказом Минобрнауки России от 24.03.2010 № 2098?

Ответ: По ранее действовавшему порядку аттестации аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводилась один раз в пять лет.

Следовательно, в течение пятилетнего срока со дня принятия решения соответствующей аттестационной комиссией работодатель не должен проводить аттестацию таких педагогических работников, поскольку внеочередной характер проведения такой аттестации не предусмотрен Порядком аттестации.

10. Кто определяет необходимость и сроки представления педагогических работников для прохождения ими аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности? Если у педагогического работника истек срок действия квалификационной категории и он не обратился в аттестационную комиссию для прохождения аттестации в целях установления квалификационной категории, то в какой срок работодатель должен подготовить и направить в аттестационную комиссию организации представление для прохождения педагогическим работником аттестации с целью подтверждения соответствия им занимаемой должности?

Ответ: Необходимость и сроки проведения аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности определяются работодателем с учетом положений, предусмотренных пп. 5 и 22 Порядка аттестации.

11. Возможно ли проведение внеочередной аттестации педагогического работника в целях подтверждения соответствия им занимаемой должности в случаях наличия жалоб на ненадлежащее исполнение педагогическим работником своих обязанностей?

Ответ: Порядком аттестации не предусмотрено проведение внеочередной аттестации на соответствие занимаемой должности.

В случаях ненадлежащего исполнения педагогическим работником своих обязанностей работодатель руководствуется ст. 192 ТК РФ, в соответствии с которой за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям).

12. Если педагогический работник будет включен в список лиц, подлежащих аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой им должности, имеет ли он право одновременно обратиться в аттестационную комиссию для установления ему квалификационной категории? Следует ли проводить аттестацию такого педагогического работника с целью подтверждения соответствия занимаемой должности?

Ответ: В соответствии с Порядком аттестации аттестация педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности и аттестация в целях установления квалификационной категории проводятся разными аттестационными комиссиями.

Необходимость и сроки проведения аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности определяются работодателем с учетом положений, предусмотренных пп. 5 и 22 Порядка аттестации.

Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию. Педагогические работники вправе обратиться в аттестационную комиссию для прохождения такой аттестации в любое время, в т. ч. в случаях, когда на них имеется представление работодателя на проведение аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.

Если в отношении педагогического работника, обратившегося в аттестационную комиссию для проведения его аттестации в целях установления квалификационной категории, не будет вынесено решение аттестационной комиссией об установлении квалификационной категории, на которую он претендует, ко дню проведения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, то она проводится с учетом положений, предусмотренных пп. 5 и 22 Порядка аттестации.

13. Вправе ли работодатель включить в список для проведения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности работника, выполняющего у данного работодателя педагогическую работу по совместительству?

Ответ: Педагогические работники, осуществляющие педагогическую работу по совместительству, т. е. у другого работодателя, в т. ч. в такой же должности, что и по основному месту работы, и не имеющие квалификационной категории, проходят аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности на общих основаниях (п. 1 Порядка аттестации) независимо от того, что аттестация по одноименной должности была проведена по месту основной работы. Необходимость и сроки проведения такой аттестации определяются работодателем самостоятельно с учетом положений, предусмотренных пп. 5 и 22 Порядка аттестации.

14. Может ли аттестация педагогического работника в целях подтверждения соответствия занимаемой им должности проводиться по желанию работников на основании их заявления?

Ответ: Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности проводится по инициативе работодателя на основании его представления в аттестационную комиссию.

По желанию педагогических работников в соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона № 273-ФЗ может проводиться только аттестация в целях установления квалификационной категории.

15. Является ли основанием для принятия решения аттестационной комиссией о несоответствии занимаемой должности отсутствие у педагогического работника образования, соответствующего профилю его педагогической деятельности?

Ответ: Отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания аттестационной комиссией организации педагогического работника не соответствующим занимаемой должности, если представление работодателя, на основании которого аттестационная комиссия выносит решение, содержит положительную мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

Такой вывод подтверждается положениями п. 23 Порядка аттестации, в соответствии с которым лица, не имеющие специальной подготовки, установленной в разд. «Требования к квалификации» разд. «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих9 (далее – Квалификационные характеристики должностей работников образования), но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационных комиссий могут приниматься на соответствующие должности, как и лица, имеющие соответствующую подготовку.

Аналогичные положения содержатся в п. 9 разд. «Общие положения» Квалификационных характеристик должностей работников образования.

16. Будет ли считаться нарушением установленного Порядка аттестации, проводимой в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, если педагогический работник не был ознакомлен с распорядительными актами организации об аттестации, а также с представлением работодателя или ознакомлен с ними в сроки, меньшие чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации? Если да, то каковы правовые последствия такого нарушения?

Ответ: Порядком аттестации установлена обязанность работодателя знакомить педагогических работников не позднее чем за 30 дней до дня проведения аттестации под роспись с распорядительным актом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, графиком проведения аттестации (п. 9 Порядка аттестации), а также с представлением (п. 12 Порядка аттестации).

Несоблюдение работодателем положений, предусмотренных указанными пунктами Порядка аттестации, может быть обжаловано работником в порядке, установленном законодательством РФ.

17. Может ли педагогический работник лично присутствовать на заседании аттестационной комиссии при его аттестации, если он письменно это не указал в заявлении?

Ответ: Согласно п. 13 Порядка аттестации аттестация педагогического работника в целях подтверждения соответствия занимаемой должности проводится с его участием. Поскольку на педагогического работника не возложена обязанность уведомлять о своем присутствии на заседании аттестационной комиссии, то в случае неявки работника в день проведения аттестации работодателю следует выяснить причину отсутствия, и, если она будет признана уважительной, аттестация педагогического работника переносится на другую дату, как это предусмотрено п. 13 Порядка аттестации.

При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии организации без уважительной причины аттестационная комиссия организации проводит аттестацию в его отсутствие.

18. Фиксируются ли в трудовой книжке педагогического работника результаты аттестации на соответствие занимаемой должности? Если нет, то где эти результаты должны быть отражены?

Ответ: Сведения об аттестации педагогического работника, проводимой с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, в трудовую книжку не вносятся.

В соответствии с п. 20 Порядка аттестации на педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.

19. Требуется ли заполнение аттестационных листов при проведении аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности?

Ответ: Порядок аттестации не предусматривает такую форму оформления результатов аттестации, как аттестационный лист.

Согласно п. 20 Порядка аттестации решение аттестационной комиссии организации оформляется протоколом. По результатам аттестации в целях подтверждения занимаемой должности на педагогического работника составляется выписка из протокола, которая хранится в личном деле педагогического работника.

20. Какие действия могут быть предприняты работодателем в случае признания работника не соответствующим занимаемой должности?

Ответ: В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, трудовой договор с работником может быть расторгнут.

Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (ч. 3 ст. 81 ТК РФ). При этом увольнение работника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, является правом, а не обязанностью работодателя.

ТК РФ предусматриваются случаи, когда увольнение по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, не допускается.

Так, не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске (ч. 6 ст. 81 ТК РФ).

Не допускается увольнение по данному основанию работников (в т. ч. педагогических) из числа лиц, указанных в ч. 4 ст. 261 ТК РФ (к примеру, женщин, имеющих ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка до 14 лет, и в ряде других случаев), а также лиц, указанных в ст. 264 ТК РФ.

21. Распространяются ли результаты аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности одной образовательной организации при переходе в другую образовательную организацию?

Ответ: Нет, не распространяются. Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности действуют в течение пяти лет только в данной организации, поскольку проведение такой аттестации осуществляется аттестационными комиссиями каждой организации самостоятельно.

Вместе с тем работодатель по новому месту работы может назначить проведение аттестации педагогического работника не ранее чем через два года со дня, с которого он приступил к работе (подп. «б» п. 22 Порядка аттестации).

22. Обязан ли руководитель образовательной организации провести аттестацию на соответствие занимаемой должности, если педагогическому работнику решением аттестационной комиссии отказано в установлении первой или высшей квалификационной категории?

Ответ: Руководитель организации в отношении педагогического работника, которому было отказано в установлении первой или высшей квалификационной категории, вправе провести аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, за исключением случаев, предусмотренных п. 22 Порядка аттестации, к которым относится случай, когда отказано в установлении высшей квалификационной категории, но за педагогическим работником сохраняется действие первой квалификационной категории.

Необходимость и сроки представления педагогических работников для проведения их аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой им должности определяются работодателем самостоятельно с учетом положений, предусмотренных пп. 5 и 22 Порядка аттестации.

23. Имеет ли педагогический работник право по результатам аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности претендовать на повышение оплаты его труда?

Ответ: К основным задачам проведения аттестации (п. 3 Порядка аттестации) не относится обеспечение дифференциации размеров оплаты труда для педагогических работников, прошедших аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.

В то же время в положениях об оплате труда организаций могут содержаться условия, учитывающие результаты такой аттестации при установлении выплат стимулирующего характера.

24. Какие полномочия предоставляются аттестационным комиссиям организаций в соответствии с п. 23 Порядка аттестации?

Ответ: Пунктом 23 Порядка аттестации за аттестационными комиссиями организаций закрепляется полномочие давать рекомендации работодателю о возможности назначения на должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разд. «Требования к квалификации» разд. «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Пункт 23 был включен в Порядок аттестации в целях реализации положений, предусмотренных п. 9 разд. «Общие положения» Квалификационных характеристик должностей работников образования, в соответствии с которым и ранее при решении работодателями вопросов комплектования кадров допускался прием на работу лиц, обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, если уровень их специальной подготовки не отвечал квалификационным требованиям, предусмотренным указанными квалификационными характеристиками, но при соблюдении определенной этим пунктом процедуры, для чего необходимо было создавать специальную аттестационную комиссию, принимая локальный нормативный акт.

Теперь работодатель, имея намерение принять на должность педагогического работника при отсутствии у него специальной подготовки, но обладающего, по мнению работодателя, достаточным практическим опытом, компетентностью, способностью выполнять работу в конкретной должности, руководствуясь п. 9 разд. «Общие положения» Квалификационных характеристик должностей работников образования и п. 23 Порядка аттестации, вправе обращаться для получения соответствующей рекомендации в аттестационную комиссию организации.

25. В чем состоит роль аттестационной комиссии организации при реализации п. 23 Порядка аттестации?

Ответ: В соответствии с п. 23 Порядка аттестации роль аттестационной комиссии организации будет состоять прежде всего в оценке возможностей претендента на соответствующую должность педагогического работника выполнять предусмотренные по этой должности обязанности с учетом опыта его предыдущей работы.

Кроме того, учитывая, что прием на работу в указанных случаях обусловлен также выполнением качественно и в полном объеме возложенных должностных обязанностей, чего заранее работодатель знать не может, то работодатель с учетом рекомендаций аттестационной комиссии может при заключении трудового договора предусмотреть условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе в порядке и на условиях, установленных ст. 70 ТК РФ.

В таком же порядке на должность педагогического работника может быть принято лицо, поступающее на работу впервые в течение первого года после получения среднего профессионального образования или высшего образования по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, но не по полученной специальности. В данном случае это не будет противоречить положениям ст. 70 ТК РФ, которая не допускает установление испытательного срока в течение одного года для выпускников только в случаях, когда они впервые поступают на работу по полученной специальности.

В соответствии со ст. 71 ТК РФ при неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. Решение работодателя работник имеет право обжаловать в суд.

При неудовлетворительном результате испытания расторжение трудового договора производится без учета мнения соответствующего профсоюзного органа и без выплаты выходного пособия.

Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание, и последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях.

Если в период испытания сам работник придет к выводу, что предложенная работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня.

26. Квалификационные характеристики педагогических работников предусматривают в требованиях к квалификации наличие среднего профессионального или высшего образования по направлению подготовки «Образование и педагогика». Вместе с тем при дефиците кадров на должности педагогических работников руководители вынуждены были принимать специалистов, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, профиль которого не соответствует указанному направлению подготовки.

Несмотря на то что многие из педагогических работников проработали в соответствующих должностях помногу лет, повышали свой профессиональный уровень, а также проходили аттестацию в целях установления квалификационной категории, контрольно-надзорные органы предлагают руководителям организаций расторгать с такими работниками трудовой договор по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с нарушением правил заключения трудового договора из-за отсутствия необходимого документа об образовании. Правомерно ли это?

Ответ: Требования со стороны надзорных органов о прекращении трудового договора по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, т. е. по причине отсутствия документа об образовании (квалификации), если направление подготовки не соответствует выполняемой работе, нельзя считать правомерными в случаях, когда педагогические работники были приняты на работу до вступления в силу приказа Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н, утвердившего квалификационные характеристики, содержащие для педагогических работников требования к направлению подготовки по полученному образованию, либо позднее, но с соблюдением процедуры, предусмотренной п. 9 разд. «Основные положения» Квалификационных характеристик должностей работников образования.

Указанный приказ вступил в силу 31 октября 2010 г. и обратной силы не имеет. Ранее к квалификации педагогических работников требования к направлению подготовки, т. е. к профилю полученного образования, не предъявлялись.

Необходимо также учитывать, что основания для прекращения трудового договора по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (в связи с нарушением правил заключения трудового договора) применяются в случае, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.

Кроме того, наличие положений, содержащихся в п. 9 разд. «Общие положения» Квалификационных характеристик должностей работников образования и п. 23 Порядка аттестации, не только не исключает возможность продолжения работы педагогическими работниками, обладающими практическим опытом и компетентностью, принятыми на соответствующие должности до вступления в силу приказа Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н, но и сохраняет такую возможность в настоящее время.

Необходимо также иметь в виду, что указанные в Квалификационных характеристиках должностей работников образования направления подготовки «Образование и педагогика» следует применять с учетом соответствия направлений подготовки высшего образования – бакалавриата, направлений подготовки высшего образования – магистратуры, специальностей высшего образования – специалитета, установленных приказом Минобрнауки России от 18.11.2013 № 124510.

27. Могут ли педагогические работники (в т. ч. учителя и воспитатели), имеющие первую или высшую квалификационную категорию, приниматься (переводиться с их согласия) на должности педагогических работников не по полученной специальности? Если да, то каким образом по другой должности им будет учитываться квалификационная категория?

Ответ: В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников отнесены к компетенции образовательной организации.

Вопросы необходимости приема на работу педагогических работников на должности не по полученной специальности, а также перевода педагогических работников с их согласия для выполнения педагогической работы в должности, по которой отсутствует специальная подготовка, следует решать применительно к п. 23 Порядка аттестации.

В соответствии с Порядком аттестации квалификационная категория педагогическому работнику устанавливается по должности, по которой он прошел аттестацию.

При этом учителям, преподавателям квалификационная категория устанавливается по должности «учитель», «преподаватель» независимо от того, в каких классах, группах, в каких организациях, а также, по каким учебным предметам, курсам, дисциплинам ведется преподавательская работа.

В случаях, когда педагогический работник, имеющий квалификационную категорию по одной должности, работает в должности, по которой квалификационная категория не установлена, имеющаяся квалификационная категория в течение срока ее действия может быть учтена только при решении вопросов, связанных с оплатой труда работников, если такое условие является предметом отраслевых региональных соглашений и (или) коллективных договоров, как это в настоящее время предусмотрено пп. 5.9 и 5.10 Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Минобрнауки России на 2012–2014 гг.11, заключенного между Минобрнауки России, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ, и приложением № 2 к данному Отраслевому соглашению.

28. Как следует проводить аттестацию педагогических работников в целях подтверждения соответствия их занимаемым должностям в малокомплектных образовательных организациях?

Ответ: Порядком аттестации не предусмотрены какие-либо особые условия аттестации педагогических работников малокомплектных образовательных организаций в целях подтверждения соответствия их занимаемым должностям.

Необходимость и сроки проведения аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемым ими должностям определяется работодателем самостоятельно в соответствии с положениями, предусмотренными пп. 5 и 22 Порядка аттестации. <…>

 1 <Письмо> Минобрнауки России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 08-1933/505 от 03. 12.2014 <О направлении Разъяснений по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность>.  >> вернуться в статью
 2 Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”» с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 31.05.2011 № 448н. >> вернуться в статью
 3 Срок введения в действие профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, перенесен с 1 января 2015 г. на 1 января 2017 г. (приказ Минтруда России от 25.12.2014 № 1115н) >> вернуться в статью
 4 Разъяснения приведены в приложении к <письму> Минобрнауки России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 08-1933/505 от 03.12.2014. >> вернуться в статью
 5 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – Примеч. ред. >> вернуться в статью
 6 Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678. – Примеч. ред. >> вернуться в статью
 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ. – Примеч. ред. >> вернуться в статью
 8 Приказ Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений». – Примеч. ред. >> вернуться в статью
 9 Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”». >> вернуться в статью
 10 Приказ Минобрнауки России от 18.11.2013 № 1245 «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего образования – бакалавриата, направлений подготовки высшего образования – магистратуры, специальностей высшего образования – специалитета, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061, направлениям подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций (степеней) “бакалавр” и “магистр”, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. № 337, направлениям подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) “специалист”, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1136». >> вернуться в статью
11Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2012–2014 годы, утв. Профсоюзом работников народного образования и науки РФ, Минобрнауки России 22.02.2012 № СОГ-3/12. – Примеч. ред.  >> вернуться в статью