Переобучение контрактных управляющих к 2017 году
Уровень компетенции и образования работников заказчика Закон № 44-ФЗ1 подчеркивает отдельным акцентом, обязывая заказчиков соблюдать принцип профессионализма. Заказчик должен привлекать к работе только квалифицированных специалистов, владеющих теоретическими и практическими навыками в сфере закупок (ст. 9 Закона № 44-ФЗ). В этом году знания контрактных управляющих проверят и при введении профстандартов, и при дополнительном обучении.
Что нужно знать о профстандартах в сфере закупок
С 1 июля вступает в силу ст. 195.3 Трудового кодекса РФ, устанавливающая порядок применения профстандартов. В сфере госзакупок утверждены два профстандарта: «Эксперт в сфере закупок» и «Специалист в сфере закупок».
Профстандарт обяжет многих заказчиков переписать должностные инструкции работников контрактных служб и контрактных управляющих. И хотя внесение нового функционала в инструкции не обязанность, а право заказчика, в исправлении должностных инструкций, скорее всего, будет заинтересовано большинство заказчиков. Ведь функционал каждого сотрудника наверняка расширится в соответствии с обобщенными трудовыми функциями профстандарта.
Некоторые заказчики полагают, что внести изменения в должностную инструкцию можно будет без согласия работников. Но это можно сделать, если правка будет технической и не произойдет изменения трудовых функций.
Трудовой кодекс РФ обязывает уведомить сотрудника об изменении его должностной инструкции за два месяца до запланированного подписания ее работником.
В профстандарте заложено 4 обобщенных трудовых функции2, по каждой из которых проставлен уровень квалификации и описан примерный функционал. Назначением же на конкретные должности по тому или иному функционалу заказчик волен распоряжаться сам.
В таблице (см. с. 46) приводим перечень соотнесения должностей и функционала.
Трудовые функции и должности
Обобщенные трудовые функции | Возможные названия должностей | Образование, опыт работы в сфере закупок | Функционал | Уровень квалификации |
---|---|---|---|---|
Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | Специалист по закупкам Работник контрактной службы Контрактный управляющий | Среднее профессиональное образование. Допустимо без опыта | Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги Подготовка закупочной документации Обработка результатов закупки и заключение контракта | 5 |
Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | Старший специалист по закупкам Консультант по закупкам Работник контрактной службы Руководитель контрактной службы Контрактный управляющий | Высшее образование — бакалавриат. Не менее трех лет | Составление планов и обоснование закупок Осуществление процедур закупок | 6 |
Экспертиза результатов закупок, приемка контракта | Ведущий специалист по закупкам Работник контрактной службы Заместитель руководителя подразделения Руководитель подразделения Руководитель контрактной службы Контрактный управляющий | Высшее образование — специалитет, магистратура Не менее четырех лет | Проверка соблюдений условий контракта Проверка качества представленных товаров, работ, услуг | 7 |
Контроль в сфере закупок | Советник Заместитель руководителя Руководитель | Высшее образование — специалитет, магистратура Не менее пяти лет, в том числе на руководящих должностях не менее двух лет | Мониторинг в сфере закупок Аудит и контроль в сфере закупок | 8 |
Примечание. В части уровня образования для всех должностей допускается также дополнительное профессиональное образование: программы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок. |
Не исключено, что по итогам аттестации по профстандартам (порядок и сроки такой аттестации заказчик определит самостоятельно) сотрудникам нужно будет пройти дополнительное обучение. Но даже если контрактные управляющие покажут отличный уровень знаний, все эти знания они должны с 2017 г. подтвердить специальным дипломом о прохождении курса по применению Закона № 44-ФЗ. Дипломы и удостоверения, подтверждающие квалификацию специалиста по размещению заказов (по утратившему силу Закону № 94-ФЗ), с нового года будут считаться недействительными.
Минтруд России актуализировал Реестр профстандартов
В конце апреля Минтруд России выпустил уточненный Реестр профстандартов, в который теперь входят профстандарты 08.024 «Эксперт в сфере закупок» и 08.026 «Специалист в сфере закупок».
Оба стандарта относятся к области профессиональной деятельности «Финансы и экономика».
Первый из них подразумевает профдеятельность в сфере экспертизы и консультирования при осуществлении закупок для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд, второй — деятельность по осуществлению, контролю и управлению закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд.
Что нужно знать об образовании в сфере закупок
Все контрактные службы и контрактные управляющие с 1 января 2017 г. должны иметь высшее или дополнительное образование в сфере закупок. Образование нужно подтвердить дипломом или удостоверением о повышении квалификации (свидетельством об обучении).
Повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждает удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке (п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона № 273-ФЗ).
Унифицированных документов об образовании в сфере закупок нет.
Возможные варианты документов, которые выдают после обучения: документ об образовании или квалификации — диплом (государственного и негосударственного образца);
- документ об обучении:
- свидетельство об обучении,
- свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ.
Минимальный срок освоения курса «Управление закупками» вне зависимости от используемых технологий обучения — не менее 108 часов. Для руководителей организаций-заказчиков минимальный срок обучения по программам повышения квалификации может быть снижен до 40 часов. Это сказано в Методических рекомендациях по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок (письмо Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России № АК-553/06 от 12.03.2015)
НА ЗАМЕТКУ