ещё
свернуть
Все статьи номера
1
Январь 2017года
Охрана труда

Роструд отказал в консультации: как и почему стоит добиться ответа

Елена Ковалева, юрист, государственный инспектор труда

Одна из обязанностей Роструда – информировать о правильном применении трудового законодательства. Заведующий вправе задать вопрос и получить консультацию. Но иногда Роструд отказывает в этой услуге. Когда получить ответ Роструда важно, какой отказ в консультации обоснован и как все-таки добиться ответа, читайте в статье.

Какие услуги предоставляют

Роструд оказывает услуги по информированию и консультированию. Требования к результатам услуг сформулированы в Регламенте1.

Информирование

Результат – информационно-справочные материалы в СМИ, на официальных сайтах Роструда и органов исполнительной власти субъектов РФ, а также на стендах в многофункциональных центрах госуслуг.

Также инспекции информируют граждан и работодателей о правильном применении трудового законодательства с помощью пресс-конференций, выступлений на радио и телевидении, проведения горячих линий, сотрудничества с многофункциональными центрами, работы передвижных мобильных консультационных пунктов, проведения тематических собраний в коллективах, консультационных и информационных публикаций в прессе. Вы можете отслеживать информацию о таких мероприятиях на официальных сайтах и принимать в них участие.

Консультирование

Результат личного обращения заявителя – консультация по вопросам норм трудового права.

Результат письменного обращения заявителя – разъяснения в письменной или электронной форме по поставленным в заявлении вопросам.

Зачем нужна консультация

Письменные консультации ГИТ помогут детскому саду в нескольких ситуациях.

Ситуация 1

Назревает конфликт с работником. Заведующий и специалист по кадрам неоднократно разъясняли, что у него еще не наступило право на использование отпуска в первом рабочем году. Работник не верит и грозит подать в суд, обратиться в прокуратуру, ГИТ, к уполномоченному по правам человека и т. д.

Заведующий может запросить консультацию в ГИТ. Показать недовольному письменный ответ, где на официальном бланке с подписью руководителя ГИТ и ссылками на нормы закона будет указано, что право на использование отпуска у него действительно не наступило. Возможно, у работника пропадет желание обратиться в суд и прокуратуру.

Работника лучше опередить. Если он обратится с жалобой в инспекцию и по ней примут решение о внеплановой проверке, придется объяснять инспектору ситуацию, а также представлять документы – трудовой договор, приказ о приеме на работу, табель рабочего времени. Нарушения права работника на отпуск проверяющий не установит, но ошибки в оформлении кадровых документов обнаружить может.

Ситуация 2

Работник обратился в суд, чтобы разрешить трудовой спор.

Заведующий может представить суду консультацию ГИТ, который подтвердит его правоту в конфликте с работником. Для этого суд нужно попросить приобщить ответ ГИТ к материалам дела. За консультацией лучше обратиться заранее, а не за неделю до суда, поскольку Роструд вправе 30 дней рассматривать заявление.

Ситуация 3

В детском саду проходит аудиторская проверка или государственное контрольное мероприятие. Так при проверке соблюдения правил оплаты труда часто поднимают трудовые вопросы. Значит, письменную консультацию ГИТ можно показать проверяющему из другого ведомства – налоговой инспекции, ФМС России, контрольно-ревизионного управления и др.

Консультация ГИТ поможет при проверке представителями контрольно-ревизионного управления. Проверяющий может утверждать, что доплату работнику установили неправильно и бюджетные средства потратили не по целевому назначению. Письменный ответ из ГИТ об обязанности ввести доплату станет весомым аргументом.

Возможность получать консультации ГИТ по вопросам трудового законодательства – хороший шанс для заведующего защитить и отстоять свои права. Но иногда реализовать эту возможность непросто.

Почему могут отказать

Важно

Если на личном приеме выясняется, что вопросы заявителя не входят в компетенцию Роструда, то инспектор сообщает об этом и рассказывает, куда и в каком порядке обратиться

В Регламенте приведен исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину или организации могут отказать в государственной услуге по информированию и консультированию.

Основание 1

Вопросы не относятся к сфере трудового права.

Однако если ваш письменный вопрос ошибочно адресован в инспекцию труда, это не значит, что он месяц пролежит без движения, а потом вы получите ответ, что обратились не по адресу. Роструд в течение семи дней со дня регистрации заявления переадресует заявление в организацию, в компетенцию которой входит подготовка разъяснений по поставленным вопросам. Заявителя уведомят о переадресации.

Основание 2

Разъяснения по вопросам нельзя дать без разглашения государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны.

В такой ситуации Роструд письменно сообщает заявителю о невозможности дать ответ по существу (п. 24 Регламента).

Основание 3

В письменном обращении не указан заявитель или почтовый адрес, по которому направлять ответ. Заявление должно содержать фамилию заявителя, его почтовый адрес или адрес электронной почты (п. 25 Регламента).

Если в письменном обращении нет фамилии гражданина, который направил обращение, его почтового адреса, то отвечать на обращение не нужно (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»; Закон № 59-ФЗ).

Обращения и заявления, в которых нельзя установить обратившееся лицо, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки контролирующим органом (ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Основание 4

15
рабочих дней

срок рассмотрения жалобы со дня ее регистрации

Текст заявления содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц Роструда и членов их семей.

Основание 5

Текст заявления не поддается прочтению. Если текст письменного обращения не поддается прочтению, его не направляют в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, ответ на такое обращение не дают (ч. 4 ст. 11 Закона № 59-ФЗ). Но об этом в течение семи дней со дня регистрации обращения должны сообщить заявителю, если его фамилия и почтовый адрес можно прочитать.

Основание 6

В заявлении заданы вопросы, на которые ранее заявителю давали письменные ответы. Новые вопросы в заявлении отсутствуют.

Во всех случаях, когда отвечать на заявление не будут, инспектор должен уведомить об этом заявителя.

Как добиться консультации

Регламент гарантирует заявителю право подать жалобу на решение, действие или бездействие Роструда по результатам государственной услуги по информированию и консультированию. Оснований, чтобы не рассматривать жалобу, нет. Ее должны рассмотреть по существу при любых обстоятельствах.

Обратитесь с жалобой, если Роструд:

  • нарушил срок регистрации заявления;
  • нарушил срок оказания услуги;
  • требует документы, которые не предусмотрены законом;
  • отказался принимать документы, которые закон разрешает подавать в рамках услуги;
  • отказал в государственной услуге по незаконным основаниям;
  • потребовал незаконной оплаты государственной услуги;
  • отказался исправлять опечатки и ошибки в выданных в рамках государственной услуги документах либо нарушил срок таких исправлений.

Жалобу подают в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа в Роструд. Там жалобу должны зарегистрировать не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

5
рабочих дней

Роструд будет рассматривать жалобу на отказ в приеме документов или отказ исправить допущенные опечатки и ошибки

Содержание жалобы:

1. Наименование органа, который оказывал государственную услугу (Роструд или его территориальный орган), должность, Ф. И. О. должностных лиц, решения, действия или бездействие которых обжалуете.

2. Для заявителя – физического лица – Ф. И. О., сведения о месте жительства. Для заявителя – юридического лица – наименование, сведения о месте нахождения. Для всех – номер контактного телефона, адрес электронной почты и почтовый адрес, по которым можно направить ответ заявителю.

3. Сведения об обжалуемых решениях, действиях или бездействии Роструда, его территориальных органов, должностных лиц.

4. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с Рострудом.

По результатам жалобы Роструд может принять одно из двух решений:

Решение 1

Удовлетворить жалобу: отменить принятое решение, исправить допущенные опечатки и ошибки в выданных в результате услуги документах, вернуть заявителю деньги, взимание которых не предусмотрено.

Решение 2

Отказать в удовлетворении жалобы. Заявителю направляют письменный ответ о результатах работы с жалобой не позднее одного дня, следующего за днем решения.


1Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. приказом Минтруда России от 03.09.2014 № 603н (далее – Регламент)

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.rukdobra.ru).