ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
5
Май 2023года
Новая федеральная программа
Интервью

Федеральная образовательная программа дошкольного образования: единое образовательное пространство. Интервью с экспертом Минпросвещения

В статье – эксклюзивное интервью с Натальей Костюк. Эксперт Минпросвещения России рассказала, какую работу по переходу на ФОП ДО должны организовать заведующие. Как работать с методическими рекомендациями по инфраструктуре детского сада и какие новые документы планирует выпустить министерство.


Наталья Костюк, заместитель директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования. Эксперт Минпросвещения России

Наталья Юрьевна, нужно ли детским садам уже сейчас утвердить новую основную образовательную программу? Или летнего периода хватит, чтобы привести свои образовательные программы в соответствие с ФОП ДО?

Н.К.: Переход на федеральную образовательную программу дошкольного образования не требует спешки. В первую очередь важно осознать, какие изменения нас ждут. Система образования должна стать единой, понятной для всех. Где бы ребенок ни получал дошкольное образование – в Республике Крым или в Курганской области – образовательный контент будет не ниже базового федерального уровня. Поэтому, чтобы привести образовательную программу конкретного детского сада в соответствие с ФОП ДО, недостаточно технически откорректировать текст. Нужно его проанализировать и существенно переработать или доработать.

Возникает вопрос, когда делать эту работу? Детским садам сложнее найти время, чем школам, ведь у них нет летних каникул. Основную работу по переходу на ФОП ДО мы рекомендуем провести до начала лета. Структурировать эту работу должен заведующий или методические службы, если они есть в образовательной организации.

Программа ценна не сама по себе как документ. Она будет работать, если есть включенность педагога, ребенка, его семьи

Какую работу по переходу на ФОП ДО заведующие должны провести?

Н.К.: Во-первых, педагоги уже начали знакомиться и с текстом ФОП ДО, и с методическими рекомендациями. Еще в начале марта регионы получили методические рекомендации по реализации ФОП ДО. Их подготовила та же рабочая группа, которая создавала федеральную образовательную программу дошкольного образования: эксперты, сотрудники Минпросвещения России и Лаборатории дошкольного образования Института возрастной физиологии РАО, а также научные сотрудники подведомственных организаций Минпросвещения России и педагоги-практики. В методические рекомендации вошли ответы на самые распространенные вопросы педагогов, практические материалы: диагностическая карта и алгоритм анализа основной образовательной программы.

Во-вторых, необходимо организовать аудит соответствия основной образовательной программы содержанию федеральной программы. Для этого в методические рекомендации включили диагностическую карту соответствия основной образовательной программы ДОО обязательному минимуму содержания, заданному в ФОП ДО. Внутренний аудит – это один из самых трудозатратных этапов перехода на федеральную образовательную программу дошкольного образования и корректировки образовательных программ детских садов.

В-третьих, важно принимать участие в различных Всероссийских информационно-методических вебинарах. Как управленцам, так и педагогическим работникам дошкольного образования.

Расскажите про них подробнее, какие уже прошли и какие запланировали.

Н.К.: Первый вебинар по теме «Внедрение ФОП ДО в образовательную практику» прошел 22 марта. К интернет-трансляции вебинара подключились все желающие – более 140 тыс. просмотров. Разработчики ФОП ДО, педагогическое и научное сообщество имеют возможность общаться и на других площадках: круглых столах, конференциях. Одна из массовых встреч состоялась в марте на площадке Московского международного салона образования.

Наталья Юрьевна, всех интересуют рекомендации по инфраструктуре детского сада и перечни оборудования. Поясните, пожалуйста, как ими пользоваться?

В детском саду ребенок проводит по 10–12 часов, поэтому ему должно быть не только интересно, но и безопасно

Н.К.: В 2022 году к разработке рекомендаций подключились все субъекты РФ, экспертное и научное сообщество. Их содержание обсуждали на разных площадках, мы также встречались с отечественными производителями.

Документ получился объемный – в нем более двух тысяч наименований оборудования, игровых и учебно-методических материалов. Пока это не очень мобильный документ – его нужно осмыслить, проработать. Кроме перечней, в рекомендациях есть вступительная часть о том, как с ними работать, что выбирать, как создавать условия для безопасной среды. В детском саду ребенок проводит по 10–12 часов, поэтому ему должно быть не только интересно, но и безопасно.

Хочу пояснить вашим читателям, что не все оборудование необходимо закупить и иметь в дошкольной организации. Его в перечнях разделили на инвариантное и вариативное. Инвариантная часть – обязательная. Вариативная зависит от возможностей бюджета, от потребностей и задач образовательной организации. Например, сформирована дошкольная группа, где есть дети с особыми образовательными потребностями. Для них нужно создать специальное пространство. Здесь вы пользуетесь перечнем вариативного оборудования. Таким образом, рекомендации помогут соотнести свою образовательную деятельность и материально-техническое оснащение с требованиями ФГОС ДО.

Правильно я вас понимаю, что рекомендации разработали для помощи детским садам, чтобы у них был выбор?

Н.К.: Само название «рекомендации» говорит о том, что их исполнение не носит императивного характера. Да, рекомендации мы разработали в помощь детским садам, которые формируют свою инфраструктуру. Педагоги и руководители смогут сориентироваться в обилии материалов и игрушек для детей раннего и дошкольного возрастов, определить, что именно требуется группе или саду в целом, в чем избыток, а в чем дефицит.

Еще мы рассчитывали на то, что отечественные производители тоже будут работать с этими рекомендациями. Теперь они знают, что востребовано в образовательной организации. Как вы видели, в рекомендациях нет привязки к производителям – наоборот, производитель будет ориентироваться на возможности и потребности дошкольных организаций.

Если создавать развивающую среду детского сада и опираться при этом на увлечения и предпочтения воспитанников, мы выстроим гармоничные, доверительные отношения между педагогом, ребенком и его семьей

Как учитывать мнение родителей и детей, когда в детском саду формируют инфраструктуру?

Н.К.: В федеральной образовательной программе дошкольного образования мы расставили акценты, когда важно вести работу с семьей. Учитывать мнение родителей нужно при решении любых вопросов организации образовательной деятельности, в том числе и когда детский сад создает образовательное пространство. Здесь речь идет не о том, чтобы привлекать родителей к покраске малых архитектурных форм на участке. Мы говорим, что нужно выявлять предпочтения детей и родителей, чтобы насыщать развивающую предметно-пространственную среду детского сада.

Мнение родителей воспитанников важно и учитывать, и формировать. Для этого детский сад ведет просветительскую работу. Педагоги рассказывают родителям о том, что необходимо ребенку на каждом возрастном этапе. Если мы зайдем в группы детского сада, то увидим, что все игровые помещения разные. Потому что в одной группе дети увлекаются космосом, в другой любят конструировать, в третьей – зачитываются сказками А.С. Пушкина. Если создавать развивающую предметно-пространственную среду и опираться при этом на увлечения и предпочтения воспитанников, мы выстроим гармоничные, доверительные отношения между педагогом, ребенком и его семьей.

Ждать ли еще методических рекомендаций для работы с ФОП ДО от министерства?

Н.К.: До конца года мы планируем разработать несколько методических рекомендаций, которые помогут педагогам ориентироваться в современных игровых технологиях. В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – игра. Способы игровой деятельности разные. В тексте ФОП ДО мы старались предусмотреть максимальную насыщенность материалов, которые будут использовать дошкольные образовательные организации. Поэтому в структуру ФОП ДО вошел примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации ФОП ДО.

Для директоров школ Минпросвещения России разработало книгу с необходимыми документами. Будет ли такая книга для заведующих, что бы вы включили в нее?

Н.К.: В 2022 году в электронном виде систематизировали все документы образовательной организации, чтобы у директора под рукой было все необходимое. Назвали настольной книгой директора школы. Для заведующего такой ресурс планируем тоже разработать. Пока приостановили наши планы из-за работы над ФОП ДО.

На площадке Комитета Государственной думы по просвещению мы обсуждали то, что для детских садов нужно провести аналогичную работу по снижению документооборота, как уже сделали для школ. Первый шаг в этом направлении – Минпросвещения России внесло изменения в состав Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, ФУМО: ввело специалистов по дошкольному образованию.

В ближайшее время планируется создать рабочую группу по дошкольному образованию ФУМО, которая будет заниматься организационно-методическим сопровождением, а также экспертизой программно-методического обеспечения для дошкольного образования. Это тоже должно снизить нагрузку на педагогических работников дошкольного образования.

Институтом стратегии развития образования РАО поддерживается ресурс «Единое содержание общего образования». Учителя уже опробовали этот ресурс и используют его в работе. Мы движемся в этом же направлении и для дошкольных образовательных организаций. После процедуры экспертизы и соответствующего решения ФУМО программы и методическое обеспечение к программам, методические разработки станут доступны на данном ресурсе для педагогических работников дошкольного образования. Мы планируем завершить работу по экспертизе к 1 сентября 2023 года, чтобы в начале учебного года материалы уже были доступны.

Беседовала Валерия Красильникова,
редактор по работе с авторами и государственными органами

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.rukdobra.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК