ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
12
Декабрь 2024года
Кадровая работа
Премирование работников

Кого премировать, а кого лишить премии. Истории обиженных сотрудников и рекомендации, как избежать конфликтов

Сергей Слесарев, юрист, специалист в области трудового права, разработчик положения о дистанционной работе, соавтор комментариев к ТК и Закону об образовании
В статье разобрали частые конфликтные ситуации, которые связаны с выплатами премий работникам в конце года. Эксперт в области трудового права Сергей Слесарев объяснил, как сделать премии мотивирующим фактором, избежать трудовых споров и не потерять ценные кадры.

Я проанализировал три частые конфликтные ситуации, когда работники детских садов обижались из-за премий в конце года. Первая ситуация спровоцировала увольнение сотрудника, вторая – потерю мотивации к работе, третья – разлад внутри коллектива. Для каждой ситуации сформулировал главную причину обиды сотрудника. Предлагаю меры, которые помогут руководителю избежать таких конфликтов, сделать премии поводом для радости и стимулом хорошо работать в следующем году. В конце статьи вы найдете фрагмент в локальный нормативный акт. Рекомендую добавить его, чтобы не допускать трудовых споров. Составил также памятку для заведующего, как предотвратить конфликты из-за премий.

Ситуация 1. Воспитателя лишили премии, а после новогодних праздников она уволилась

Причина 1

В детском саду нет четкой системы премирования. Она не прописана в локальном акте. Если бы воспитатель в начале года знала, за что она получит премию, а за что руководитель вправе будет не поощрять ее, увольнения удалось бы избежать.

Разработайте понятную систему премирования и ознакомьте с ней всех сотрудников. Для этого проведите в конце или начале следующего года совещание, чтобы обсудить условия и критерии для выплаты премии.

В ТК не установлены порядок, случаи, условия и критерии выплат премии. Объясните работникам, что премия – часть заработной платы (ст. 129 ТК), но также и один из видов поощрения работников за добросовестный труд (ст. 191 ТК). Минимального или максимального размера тоже нет. Вы вправе определить премию на уровне организации через ЛНА, коллективный, трудовой договор, соглашения. Выплату или лишение премии можно обосновать в положении об оценке труда.

Пропишите в ЛНА виды премий, условия и критерии. Но предварительно обсудите их с коллективом. Дайте возможность внести свои предложения и замечания к документу. Избегайте размытых, недостижимых критериев премирования. Согласуйте систему с профсоюзом.

На заметку

Премия по ТК – стимулирующая выплата, чтобы мотивировать добросовестно трудиться, повышать качество работы

Причина 2

Воспитатель знала, за что и как начисляются премии, но решила, что ее заслуги оценили необъективно.

Не принимайте решение в одиночку. Когда будете определять в конце года размер премий, создайте комиссию в составе не менее трех человек из администрации и коллектива. Комиссия оценит результаты каждого сотрудника и примет решение. Оформите его итоговым актом и оценочными листами на каждого сотрудника.

Ознакомьте сотрудников с ЛНА под подпись. Предоставьте постоянный доступ к тексту документа. Например, оставьте экземпляр в общем доступе для коллектива, сделайте рассылку в мессенджере или по электронной почте. Сделайте два экземпляра оценочных листов – для сотрудника и детского сада. Сотрудник сможет увидеть, как проводилась оценка.

Нельзя использовать лишение или снижение размера премии как меру дисциплинарного взыскания. Это указано в статье 192 ТК. Снижение или лишение премии не должно также уменьшать размер месячной зарплаты больше чем на 20 процентов. Если работника привлекли к дисциплинарной ответственности, то лишить или снизить размер премии можно только за период, когда применили взыскание.

ПРИМЕР. Какие условия не надо включать в систему премирования

В детском саду в условия годовой премии поставили отсутствие больничных в течение года. Но такой критерий не зависит от работника и оказывает негативное влияние на ситуацию в детском саду. Работник будет вынужден ходить больным на работу и подвергнет опасности себя и окружающих.

Если сотрудники видят, что руководитель распределяет премии произвольно и используется как наказание, это создает напряженную атмосферу в коллективе. В таком случае премия не поощряет труд, а заставляет сотрудников подлизываться и вынуждает жаловаться в контролирующие органы. Этот подход нарушает закон (ст. 22, 132, 135 ТК).

ПРИМЕР. Когда работники используют премии как метод шантажа

Работник не получил премию, так как не выполнил условия, прописанные в ЛНА. Он угрожает уволиться. Выберите один из вариантов. Первый – отпустите сотрудника, если действовали строго по условиям ЛНА. Второй – уговорите сотрудника, если он хороший специалист, обсудите причины лишения премии и как этого избежать в будущем. Например, работник просто не понимал претензий со стороны заведующей.

Лишение премии – жесткая мера, используйте ее разумно. Рекомендуем не лишать полностью годовой премии сотрудника, которого привлекали к дисциплинарной ответственности в этом году. Лучше снизьте ее размер, если премия предусмотрена по всем условиям ЛНА. Это снизит риск трудового спора и резких отношений со стороны работника. Если вы обоснованно отменили премию, не изменяйте решение. Это поощрит шантаж работника. Пообещайте выплату премии в ближайшем будущем, если работник достигнет условий для выплаты.

Дворник остался недоволен размером премии и стал хуже работать

Причина

Работник не согласен с решением комиссии, которая определила размер премиальных. Он потерял мотивацию и стал намеренно хуже работать.

Обсудите с работником весь объем работы, который он сделал за год. Разъясните, как он может повысить премию в будущем. Не повышайте премию сотрудника, который стал хуже работать из-за недовольства премией. Это поощрит сотрудника к шантажу, разрушит стимулирующий характер премий и породит в коллективе недовольство.

Работники пищеблока считают, что одинаково много работали, а премии получили разные, поэтому угрожают обратиться в суд

Причина

Такая ситуация возникла из-за незнания объема работы, которую выполняют коллеги, а также непонимания количественных и качественных показателей результатов работы.

Не поддавайтесь панике и давлению. Если вы уверены в назначении премий, соберите работников и поговорите с ними вместе и по отдельности.

ПРИМЕР. В детском саду техперсонал и несколько воспитателей грозили жалобой в ГИТ и суд

Заведующая собрала коллектив и вместе с комиссией предложила разобрать критерии премирования. В случае ошибок она была согласна исправить их при выплате следующей премии. В результате никакой ошибки не было. Конфликт остыл.

Дайте работникам высказать недовольство и покажите, что готовы пойти на контакт. Если ошибки в оценке труда не было, поясните, что аргумент «много работал» расплывчатый для суда. Когда вы разбираете спор, выясняется, что работали все по-разному, поэтому премии отличаются. Например, один работник постоянно брал отгулы и отпуска без сохранения зарплаты, в то время как другого работника отзывали из отпуска. Для премирования важны также не только рабочие часы, но и качественные, количественные показатели (определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11.04.2024 № 88-8826/2024 по делу № 2-1193/2023, определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 20.01.2020 по делу № 88-376/2020).

Образец оснований для премирования сотрудников

Инструкция
Нажмите Копировать внизу уведомления, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

Основание для премирования работников и размеры премий

Создайте комиссию по распределению премий Включите в комиссию не менее трех человек из администрации и коллектива. Решение оформляйте на итоговом акте и оценочных листах. Копию раздайте сотруднику, чтобы он смог увидеть, как и за что выплачивалась премия.

Не поддерживайте конфликт Сохраняйте спокойствие в случае недовольства сотрудников, угрозы уволиться или пойти в суд. Не переходите в агрессивную оборону, а позвольте работнику высказаться и выслушайте его. Спокойно объясните ошибки работника и размер премии.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.rukdobra.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей