ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
2
Февраль 2025года
Документооборот
Мероприятия для программы развития

Какие направления работы нужно прописать в программе развития ДОО на ближайшие годы

Виктория Ярцева, юрист-редактор Системы Образование, эксперт по образовательному праву, разработчик положений об обработке персональных данных, официальном сайте и других популярных шаблонов, лектор региональных и федеральных вебинаров
В статье – новые направления работы, которые нужно указать в программе развития детского сада. Они связаны с изменениями в федеральных законах и задачами Минпросвещения. По каждому направлению есть фрагмент для программы и обоснование, почему его необходимо включить. Фрагменты соответствуют новым рекомендациям Минпросвещения по разработке программ развития.

Внесите в программу развития на 2025–2028 годы новые направления работы. Изменения в федеральных законах коснулись создания инфраструктуры для работы с детьми с ОВЗ и инвалидами, электронного и дистанционного обучения, адаптации детей-иностранцев. Как прописать реализацию этих направлений, смотрите во фрагментах.

Развитие РППС для работы с детьми с ОВЗ и инвалидами

Запросите финансирование у учредителя и запланируйте в программе развития модернизацию образовательной среды. С марта 2025 года детские сады обязаны создавать специальные условия для детей с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с рекомендациями психолого медико-педагогической комиссии, а для инвалидов также с Индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (п. 4 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Такая обязанность существовала и раньше, но следовала из других норм закона. Теперь конкретная формулировка об условиях для детей с ОВЗ и инвалидов есть в статье.

Формулировку «различные формы умственной отсталости» заменили на «нарушение интеллекта» (Федеральный закон от 08.08.2024 № 315-ФЗ). В локальных актах ее также лучше поменять. В АООП можно писать так, как указано в ФАООП, – в них пока изменения не вносили.

Скорректировали обязанности педагога. Теперь, помимо специальных условий для детей с ОВЗ, соблюдайте условия для инвалидов в части реализации АООП использования форм, методов и средств обучения и воспитания, а также взаимодействуйте с центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (п. 6 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Используйте средства обучения и воспитания, которые учитывают психофизические особенности и состояние здоровья детей. Также требуется предоставлять переводчика жестового языка: сурдопереводчика или тифлосурдопереводчика и педагогов по рекомендациям ПМПК. В фрагменте ознакомьтесь, как оформить кадровые ресурсы в программе развития → 52.

Меры входят в расходные обязательства региона, как и остальные, перечисленные ранее в законе. В нормативах финансирования стали отдельно учитывать условия для инвалидов, как и для детей с ОВЗ (Федеральный закон от 08.08.2024 № 315-ФЗ).

В РГИС доступности дошкольного образования теперь будут вносить сведения о создании специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с рекомендациями ПМПК. Ранее указывали информацию только об условиях в соответствии с ИПРА.

Фрагмент программы развития детского сада и школы

Инструкция
Здесь и далее нажмите Копировать внизу примера формулировки, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl V)

Электронное и дистанционное обучение

Урегулируйте электронное и дистанционное обучение в программе развития. Новые правила электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий действуют с сентября 2024 года. Основные мероприятия надо успеть провести до 1 мая 2025 года (письмо Минпросвещения от 27.02.2024 № АН‑332/04).

Главных мероприятий для детского сада два. Определите, какие программы реализуете с помощью электронного обучения и дистанционных технологий. Примите локальный акт об электронном и дистанционном обучении и разместите его на сайте. В фрагменте ознакомьтесь, как прописать перечень мероприятий в программе развития.

Фрагмент программы развития детского сада и школы

Адаптация детей-иностранцев

Минпросвещения выпустило рекомендации для работы с детьми-иностранцами, которые плохо владеют русским языком. Вы вправе самостоятельно сформировать группы с детьми, плохо знающими русский язык, после того как определите уровень языка.

Обсудите с коллегами, какие меры надо принять в детском саду, и включите их в программу развития. Например, можно запланировать диагностические процедуры, ввести курс по обучению русскому языку, нанять дополнительных специалистов, в том числе профильных: психолога, логопеда или запросить у учредителя финансирование на обновление условий обучения. Смотрите пример фрагмента.

Фрагмент программы развития детского сада и школы

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.rukdobra.ru).

2
Февраль 2025года
Кадровая работа
Видеостатья

Как оформить совмещение и совместительство из-за новых правил по бумажной нагрузке. Видеоинструкции

Предлагаем два скринкаста: как составить допсоглашение на совмещение и как составить трудовой договор на совместительство. Документы необходимы, так как Минпросвещения утвердило перечень документации, которую должны вести педагоги, – всего из двух пунктов. При этом остальные документы для контролирующих органов все равно придется составлять. Поручите сотрудникам вести их одним из двух способов. Для этого правильно оформите допнагрузку.

Как составить допсоглашение на оформление совмещения. Ограничение «бумажной нагрузки» не влияет на права и гарантии педагогов, установленные трудовым законодательством. Педагоги могут, как и раньше, выполнять дополнительную работу по другой должности за плату – по совмещению или совместительству (ст. 60.1, 60.2 ТК). Один и тот же человек вправе занимать одновременно несколько должностей – педагогические и непедагогические. Если хотите оформить совмещение, заключите с педагогом допсоглашение к трудовому договору – письменное согласие, которое требуется в Трудовом кодексе. Укажите в соглашении срок, в течение которого надо выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем. Смотрите скринкаст.

Видеоинструкция, как составить допсоглашение на оформление совмещения

Как составить трудовой договор на оформление совместительства. Для совместительства заключите новый трудовой договор. Он будет действовать вместе с основным договором по педагогической должности. Продолжительность работы по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда работник не исполняет основные трудовые обязанности, он может работать по совместительству полный рабочий день. Однако за месяц рабочее время по совместительству не должно превышать половины месячной нормы по этой должности. Для всех непедагогических работников – до 20 часов в неделю, помноженное на количество рабочих дней в месяце. Смотрите на скринкасте образец договора.

Видеоинструкция, как составить трудовой договор на оформление совместительства

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.rukdobra.ru).

2
Февраль 2025года
Кадровая работа
Проблемы с коллективом

Воспитатель ударил ребенка. Схема, как реагировать, и разбор трех разных ситуаций

Сергей Слесарев, юрист, эксперт центра «Общественная дума», специалист в области трудового права, разработчик Положения о дистанционной работе, соавтор комментариев к ТК и Закону об образовании
Предлагаем заведующему план действий в ситуации, когда воспитатель ударил ребенка или другим способом жестко обошелся с ним. План составил эксперт по трудовым спорам и другим конфликтам в образовательных организациях Сергей Слесарев. Он разобрал три разные ситуации в детских садах. Разъяснил, как действовать, если хотите сохранить сотрудника, доброжелательную атмосферу в коллективе и не нарушить закон.

Руководитель несет полную ответственность за действия своих подчиненных и только сам вправе принять решение о дисциплинарной мере за насилие над ребенком (п. 10 постановления Пленума ВС от 17.03.2004 № 2). Закон допускает замечание и увольнение. Следует учитывать тяжесть проступка, поведение сотрудника, его отношение к труду (ч. 5 ст. 192, 193 ТК). Прокурор может внести представление, но кадровые решения остаются за работодателем. Но за насилие над ребенком предусмотрен штраф как на заведующего, так и на организацию. Размер смотрите на следующей странице.

В статье разобрали три разные ситуации и подсказали, как действовать. Обратите внимание, что вторая ситуация самая сложная. Разъяснили, какие действия относятся к физическому и психическому насилию. Cхема с подробным алгоритмом действий, чтобы вы выбрали оптимальное решение.

Ситуация 1. Воспитатель несильно шлепнул ребенка при детях и других сотрудниках

К физическому насилию судебная практика относит любые удары по отношению к ребенку, даже если это был случайный или незначительный шлепок. Учитывайте, что такие действия могут быть вызваны усталостью воспитателя, плохими условиями работы или поведением самого ребенка.

Не начинайте разбор конфликта в присутствии детей. Если ребенок болезненно отреагировал на шлепок, переключите внимание детей на что-то позитивное, чтобы не усилить стрессовую ситуацию. Например, ласково обратитесь, угостите чем-нибудь вкусным или привлеките в игру.

Если воспитатель шлепнул ребенка в шутку или случайно, это может быть воспринято как адекватная реакция, но стоит выяснить все обстоятельства. Проанализируйте последствия для ребенка, общественный резонанс и кадровую ситуацию в детском саду. Оцените, хотел ли педагог намеренно ударить воспитанника.

Если это было случайностью. Поговорите с воспитателем и обсудите произошедшее. Напомните, что педагог должен быть внимательным и сдержанным в любой ситуации. Возможно, достаточно будет устного замечания. Если во время беседы педагог возражает вам, пытается оправдаться – предложите пройти дополнительное обучение или получить консультацию психолога.

Если шлепок был намеренным. Установите причину инцидента. Возможно, воспитатель был перегружен работой или испытывал стресс. В этом случае можно ограничиться выговором или депремированием.

Ситуация 2. Воспитатель сильно ударил ребенка, и родители узнали об этом

В ситуации, когда воспитатель сильно ударил ребенка, прежде всего, выясните причины. Если удар был заметен, например, зафиксирован на видео или засвидетельствован ребенком, действуйте последовательно.

Проведите служебное расследование. Запросите объяснительную у воспитателя. Если педагог ударил ребенка при свидетелях, попросите их также письменно изложить обстоятельства случившегося. Слухи и догадки недопустимы. Изучите все доступные доказательства, в том числе записи с камер видеонаблюдения. Установите причины поведения воспитателя, чтобы определить, был ли удар случайным или намеренным. Соберите доказательства вины: жалобы родителей, докладные записки, акт фиксации проступка, объяснительная воспитателя.

Обратите внимание

Снижение премии не должно уменьшать общую зарплату более чем на 20 процентов (постановление Конституционного суда от 15.06.2023 № 32-П)

Обсудите дальнейшую работу воспитателя. Возможно, воспитатель не справляется с детьми из-за нехватки квалификации и опыта. Например, руководители уверены, что работник с многолетним стажем в состоянии справиться со всеми детьми, в том числе с особенностями развития. Это не так. С детьми с особенностями требуется повысить квалификацию, чтобы знать, как найти подход. Если у воспитателя не хватает опыта или компетенции, переставьте его на другую группу по возможности и (или) отправьте на повышение квалификации. Прикрепите опытного наставника, дайте несколько советов. Сделайте замечание или выговор, уменьшите размер премии.

Поговорите с родителями. Если родители пришли жаловаться, выслушайте их и примите письменную жалобу. Попробуйте успокоить, пообещайте разобраться и сообщить о результатах. По обстоятельствам пригласите на беседу с родителями и воспитателя, чтобы мирно решить вопрос. Если поведение ребенка было неподобающим, не скрывайте это от родителей. Не переходите на обвинения. Спокойно расскажите о поведении и причинах поступка воспитателя. Покажите, что воспитатель не преследовала цели унизить или обидеть именно этого ребенка, а пыталась действовать в его интересах и интересах других детей.

Определите дисциплинарные меры. По результатам служебного расследования составьте акт, в котором изложите кратко обстоятельства, принятое решение. Укажите, что учли предшествующее поведение воспитателя, отношение к труду: награды, отсутствие жалоб, дисциплинарных взысканий. Объявите выговор, лишите премии или снизьте ее размер, если в ЛНА прописано это условие. При решении также учтите последствия удара и причиненного вреда ребенку. Если вред был серьезным, например, ребенка пришлось госпитализировать, увольте работника.

ВНИМАНИЕ

Какие действия относятся к физическому и психическому насилию

Физическое насилие – это действие, при котором вы:

– причиняете боль, травмы, увечья: например, тычки, пощечины, удары с использованием предметов (журнала, книги, указки, линейки, игрушки);
– ограничиваете свободу ребенка: например, запираете в кабинете;
– портите имущество воспитанника: например, приподнимаете за шиворот рубашки, дергаете за рюкзак, вырываете игрушку.

Психическое насилие – это словесное воздействие, при котором вы:

– обращаетесь к ребенку не по имени или фамилии, а используете кличку, бранные и (или) грубые слова;
– высмеиваете ребенка в присутствии других детей или взрослых: его способности, внешность;
– игнорируете, грубо прерываете при разговоре, показываете оскорбительные жесты;
– угрожаете и запугиваете: в том числе физическим насилием.

Ситуация 3. Воспитатель систематически шлепает детей в воспитательных целях

Систематическое применение насилия – критическая ситуация. Если воспитатель регулярно использует физическое наказание в воспитательных целях, это свидетельствует о серьезных проблемах в его квалификации. Действуйте так же, как в предыдущих ситуациях.

Проведите расследование. Установите обстоятельства и причины происшествия. Когда будете принимать окончательное решение, учитывайте ситуацию с кадрами, отношение родителей и детей к воспитателю, последствия для здоровья ребенка. Соблюдайте сроки привлечения к дисциплинарной ответственности (ст. 193 ТК). В сложных ситуациях обратитесь к комиссии по урегулированию споров между участниками образовательного процесса.

Выберите один из вариантов. Если воспитатель постоянно применяет насилие к детям, возможны два варианта решения. Первый – увольте воспитателя. Вы вправе дать возможность уволиться по собственному желанию. Второй – объявите выговор и лишите премии. Предложите воспитателю пройти курс повышения квалификации или переведите в другую группу. Закрепите наставника. Если о ситуации узнали родители и требуют принять серьезные меры, объясните ситуацию с дефицитом кадров, попросите «второй шанс».

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.rukdobra.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК