Все статьи номера
статья 8 из 13
Не прочитано
10
Сентябрь 2015года
Дети в социуме
Из опыта работы

Социализация детей с ОВЗ в инклюзивном детском саду

Ефимова Анастасия, ст. воспитатель структурного подразделения «Детский сад № 288» колледжа малого бизнеса № 4 г. Москвы

В чем отличие социализации детей в инклюзивной группе и в ГКП? Каких принципов необходимо придерживаться при организации занятий в инклюзивной группе? 

Дети с разными возможностями — как с нарушениями развития, так и без них — должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Для этой цели идеально подходит инклюзивный детский сад.

Задачами инклюзивного детского сада являются:

  • создание единой образовательной и воспитательной среды для детей с разными стартовыми возможностями;
  • обеспечение эффективности процессов адаптации, социализации, развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) и их обычно развивающихся сверстников;
  • содействие регуляции поведения и прохождения этапов личностного развития детей с ОВЗ;
  • охрана и укрепление физического и  нервно-психического здоровья детей;
  • организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования;
  • изменение отношения общественности к детям с ОВЗ;
  • привлечение родителей к участию в инклюзивном образовательном процессе;
  • формирование профессионального сообщества, обеспечивающего реализацию инклюзивного образования.

Рассмотрим основные этапы работы по социализации детей с ОВЗ в инклюзивном детском саду.

Прием ребенка в детский сад

В структурном подразделении «Детский сад № 288» колледжа малого бизнеса № 4 г. Москвы (далее — Детский сад № 288) инклюзивное образовательное пространство основано на представлении вариативных форм обучения для детей с разными стартовыми возможностями (табл. 1). Для детей, которые по  каким-либо причинам не могут посещать дошкольную инклюзивную группу в режиме полного дня созданы группы кратковременного пребывания (далее - ГКП), деятельность которых направлена на оказание образовательных услуг семьям детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. ГКП создаются как образовательные единицы детского сада и формы для первичной подготовки детей ( в т. ч. с ОВЗ) к воспитанию и обучению в возрастных инклюзивных группах.

Таблица 1

Виды инклюзии по уровню включения ребенка с ОВЗ в непосредственно образовательную деятельность

Точечная инклюзияЧастичная инклюзияПолная инклюзия
Ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулкеРебенок посещает инклюзивную группу в режиме неполного дня или недели. Ребенок осваивает необходимый материал как в ходе индивидуальной работы, так и вместе с другими детьми участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и т. д.Ребенок посещает инклюзивную группу группы в режиме полного дня. Принимает участие во всех занятиях вместе со сверстниками. Ему предлагается выполнять задания различного уровня сложности

Прием в ГПК или инклюзивную группу детского сада происходит после обследования ребенка и его семьи в консультативном пункте. В ходе консультаций специалистов ( педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога и др.) проводится диагностика развития ребенка, разрабатываются первичные рекомендации по составлению индивидуальной программы развития, определяются направления развития, частичные виды помощи, необходимые модули коррекционно-развивающей программы.

По результатам обследования в консультативном пункте администрация Детского сада № 288 дает рекомендации:

  • по посещению ребенком ГКП с дальнейшим переходом в инклюзивную группу;
  • по постоянному посещению ГКП с постепенным увеличением форм группового взаимодействия, внедрению точечной и/или частичной инклюзии;
  • по посещению инклюзивной группы.

Следует отметить, что ГКП дети посещают вместе с родителями, а в инклюзивной группе все воспитанники (как с ОВЗ, так и обычно развивающиеся) занимаются без родителей. Остальные отличия ГКП и инклюзивной группы приведены в табл. 2.

При этом нельзя сказать, где социализация проходит лучше — в ГКП или в инклюзивной группе. В разных условиях социализация осуществляется по-разному, имеет свои особенности, к которым родители должны быть готовы. Поэтому их можно ознакомить с данной таблицей и пояснить ее.

Таблица 2

Особенности социализации в ГКП и инклюзивной группе

Критерии сравнения ГПК и инклюзивной группыГКПИнклюзивная группа
Организация работыРабота ведется индивидуально (специалист организует занятие для ребенка)Специалист работает на группу
Степень вовлеченности педагогических работниковВсегда доступны для общения с родителями. Во время занятия 100% внимания уделяют семье, постоянно дают обратную связьЧасто включены в параллельную работу с несколькими детьми, не всегда способны дать исчерпывающую информацию
Позиция родителейАктивное участие, интерес, тревога, усталостьПривыкание
Основной собеседник (с кем ведется работа)Взрослый (родитель, законный представитель)Ребенок
Степень самостоятельной активности ребенкаМожет быть минимальной — специалист активно инициирует взаимодействиеЧередование направленной и ненаправленной активности ребенка. Половину времени ребенок ориентируется сам
Психологическая ситуацияБезопасность, полная предсказуемостьНепредсказуемость некоторых ситуаций, большие возможности для сравнения с другими детьми, вероятность обострения у ребенка ощущения своего отличия от других

Родители должны понимать, что ГКП создана для детей, которые еще не готовы к посещению инклюзивной группы, им необходим индивидуальный подход. Да и группа детей тоже может быть не готова к ребенку с теми или иными особенностями: например, детям 5–6 лет проще следовать установленным правилам и следить за тем, чтобы их сверстники тоже соблюдали эти правила.

Социализация в инклюзивной группе

Содержанием работы инклюзивной группы являются: деятельность по развитию детей, социализация дошкольников в условиях совместного обучения и воспитания, коррекционная деятельность, реализация программ творческого развития детей.

Работа по социализации детей в инклюзивной группе включает:

  • подбор способов включения ребенка в занятия, режимные моменты и свободную игру;
  • проведение фольклорных игр в рамках структурированного игротерапевтического занятия «Круг»;
  • организация взаимопомощи детей в быту и на занятиях;
  • проведение групповых занятий с учетом уровней развития детей (высокого, среднего и низкого);
  • воспитательных бесед с детьми;
  • взаимодействие с родителями воспитанников (проведение родительских собраний, детско-родительских занятий, праздников, субботников и т. д.).

Чтобы работа по социализации была эффективной, необходимо придерживаться определенных принципов организации занятий:

1. Ритуальность (для каждого занятия выбирается специальное время, место, оснащение).

2. Подача материала через игру или продуктивную деятельность.

3. Учет индивидуальных особенностей детей.

4. Деление на подгруппы (например, с 10:00 до 10:20 с первой подгруппой воспитатель занимается речевым развитием, а другой воспитатель со второй подгруппой — познавательным развитием).

5. Привлечение специалистов и тьюторов к подготовке и/или проведению занятий.

6. Прохождение ребенком четырех этапов вовлеченности в занятие:

  • присутствие в помещении, где проходит занятие (низкий уровень развития);
  • участие в занятии (переход с низкого на средний уровень);
  • создание части продукта (средний уровень);
  • выполнение всех требований воспитателя (высокий уровень).

Кроме того, на успешность адаптации и социализации дошкольника влияет как непосредственное пребывание в группе сверстников, так и условия, созданные взрослыми.

В инклюзивной группе нельзя делать различий между детьми, которые «могут всё», что положено по возрасту, и детьми, которые «не всё могут».

Если говорить о роли инклюзивной группы в социализации, то необходимо работать над самооценкой ребенка: относиться к нему как к полноценной личности, обращаться ко всем детям с равным уважением и вниманием и воспитывать эти качества у детей, стремиться к четкой формулировке целей любого вида деятельности для детей, создавать ситуации сотрудничества дошкольников и т. д.

Для повышения роли родителей в социализации необходимо обратить внимание на осознание родителями ценности их ребенка: акцентировать внимание на его успехах, создавать в учреждении атмосферу уюта, позиционировать детский сад как место для общения педагогических работников и родителей, уважительно относиться к родителям, четко обозначать границы компетентности и ответственности воспитателей.

Необходимо включать семью во всевозможную совместную деятельность: празднование Нового года или выпускного (распределение ролей между родителями), выезд на природу (привлечение родителей к выбору места).

Социализация выпускников детского сада

На протяжение всего учебного года в отношении всех воспитанников подготовительных групп и будущих выпускников ГКП проводятся междисциплинарные консилиумы, на которых обсуждается индивидуальная программа развития ребенка, запрос или формирование запроса родителей на ту или иную школу. На последующие консилиумы приглашаются педагогические работники школы (учитель начальных классов, педагог-дефектолог, учитель-логопед, социальный работник, музыкальный руководитель и т. д.) для знакомства с результатами работы с каждым ребенком и составления примерной индивидуальной программы развития. Педагогическим работникам школы также предлагается посетить занятия в инклюзивных группах и ГКП.

С целью развития сотрудничества со школой и помощи дошкольникам в адаптации к школьному обучению проводятся совместные мероприятия: для педагогических работников — обмен опытом (круглые столы, семинары и т. д.); для воспитанников — праздники, экскурсии по школе.

Для прохождения психолого-медико-педагогической комиссии при поступлении в школу специалисты Детского сада № 288 составляют развернутую характеристику на каждого выпускника. Во время школьной адаптации работники детского сада по запросу школы могут посетить занятия и дать рекомендации по участию в них выпускников детского сада.

Таким образом, совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей без отклонений в развитии, организация детско-родительского взаимодействия помогает всем дошкольникам освоить нормы и правила поведения в коллективе и подготовиться к дальнейшей жизни в социуме.

О признании незаконным обложения страховыми взносами выплат за дополнительные выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом
№ 10, 2015
Проведение акции по соблюдению правил дорожного движения