ещё
свернуть
Все статьи номера
5
Апрель 2016года
Госзакупки
Отчетность

ЕИС добавит работы контрактным управляющим

С 1 января 2016 г. на смену общероссийскому официальному сайту введена в действие Единая информационная система в сфере закупок. В чем ее преимущества и как изменился функционал работников, отвечающих за размещение информации и документов в ЕИС, давайте разбираться.

Водянов Илья, канд. экон. наук, ведущий специалист Института бюджетных отношений

Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС) размещается по тому же адресу, что и ранее общероссийский официальный сайт — zakupki.gov.ru. Новая система, безусловно, прибавит работы контрактным управляющим. Но и польза от нее очевидна. ЕИС содержит полный объем информации, установленный ч. 3 ст. 4 Закона № 44-ФЗ1. Вся эта информация со временем будет структурирована. Что значительно облегчит поисковые запросы пользователей. В том числе — поиск нарушений.

Кто регулирует работу

За работу ЕИС отвечают два ведомства:

1. Минэкономразвития России — наполняет систему, то есть определяет функциональные требования, составляет перечень подсистем (компонентов, модулей).

2. Федеральное казначейство — вводит в эксплуатацию и обслуживает как оператор (то есть следит за нарушениями).

Такие указания даны в постановлении Правительства РФ от 23.01.2015 № 36 «О порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок» (далее — Постановление № 36). Этим же документом установлено, что не позднее 1 января 2017 г. казначейство должно обеспечить подачу через ЕИС заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и окончательных предложений.

Преимущества ЕИС

По задумке законодателей ЕИС должна сыграть роль связующего звена между системой «Электронный бюджет» и закупочным процессом — от этапа формирования потребностей и планов заказчиков до оценки эффективности расходования бюджетных средств.

Пользователь ЕИС получит возможность автоматической выгрузки полных и достоверных аналитических данных о закупках за счет исключения человеческого фактора при занесении информации в систему.

Размещение планов закупок позволит производителям своевременно переориентировать свое производство или увеличить объемы востребованной продукции (услуг, работ).

В свою очередь, у контрактных управляющих увеличивается нагрузка, поскольку они должны подготовить всю документацию, в том числе планы закупок и планы-графики в структурированном (машиночитаемом) виде. Такой формат расширяет возможность поиска информации о закупках с использованием простых запросов (как в интернет-поисковиках), в частности для целей общественного контроля.

15
тыс. руб.

административный штраф за размещение должностным лицом информации с нарушением законодательства о контрактной системе

Кроме того, при размещении плана закупок и плана-графика в ЕИС реализуется один из важных принципов регулирования закупок (ч. 1 ст. 1 Закона № 44-Ф), а именно обеспечение их гласности и прозрачности. Ведь информация в системе общедоступна и предоставляется безвозмездно. При этом сведения, составляющие государственную тайну, в ЕИС не размещаются (ч. 4 ст. 4 Закона № 44-ФЗ).

Общественный контроль, в свою очередь, повышает эффективность и результативность закупок, предотвращает коррупцию и другие злоупотребления.

Взаимодействие с системой «Электронный бюджет» создает дополнительный сквозной контроль документов и информации (как форматный — на полноту сведений, так и на соответствие связанных данных бюджетного и закупочного процессов). Предполагается, что за счет этого ЕИС снизит вероятность совершения ошибок.

Органы контроля и аудита смогут проводить проверки удаленным способом, возможна оперативная выгрузка необходимой информации и документов для надзорных ведомств — Росфинмониторинга и Счетной палаты РФ.

Система включает подсистему «Правила нормирования в сфере закупок». Здесь собраны все нормативно-правовые акты, регулирующие ограничения на совершение закупок. ЕИС будет автоматически блокировать закупки с превышением установленных норм.

Пользователи ЕИС смогут применять преднастроенные конструкторы форм запросов для получения статистической информации о закупках.

Также ЕИС позволит проводить мониторинг закупок путем сбора, обобщения, систематизации и оценки информации, в частности планов закупок и планов-графиков.

Еще одним важным качеством ЕИС заявлена ее способность обеспечивать соответствие всех процедур законодательным требованиям в части изменения системы закупочной классификации и кодирования, включая переход на использование ОКПД22 и ОКВЭД23.

Наряду с функциональными изменениями в ЕИС проведены технологические работы по повышению производительности и отказоустойчивости, модернизирована поисковая часть системы, оптимизирован пользовательский интерфейс ее открытой части.

3
рабочих дня

дается для размещения планов закупок и планов-графиков в ЕИС

Нормативный документ

Согласно постановлению Правительства РФ от 29.10.2015 № 1168 планы закупок и планы-графики необходимо размещать в ЕИС в форме машиночитаемых документов, подписанных электронной подписью, в течение трех рабочих дней с даты, когда они утверждены или изменены.

Планы и планы-графики закупок заказчиков федерального уровня размещаются посредством взаимодействия ЕИС и системы «Электронный бюджет». Документы заказчиков уровня субъекта РФ и муниципалитета — путем заполнения экранных форм в ЕИС или взаимодействия ЕИС и региональных и муниципальных информационных систем.

Поэтапность ввода сервисов

В течение 2016 г. функционал ЕИС будет расширяться. Так, в апреле сформирован реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок. Полный набор возможностей станет доступен пользователям не ранее 1 января 2017 г.

Со стартом ЕИС осуществляется ее бесшовная интеграция с региональными системами в сфере закупок. Это позволит автоматически размещать в ЕИС документы и информацию с периферии. В дальнейшем такая возможность будет обеспечена и для других систем, взаимодействующих с ЕИС, в частности для информационных систем органов контроля и аудита.

CИТУАЦИЯ

Как применять перекодировочные таблицы ОКВЭД2 и ОКПД2

Функционал ЕИС дает возможность применять только коды ОКВЭД2 и ОКПД2.

В то же время на основании приказов № 1745-ст и № 1746-ст продлены на год сроки действия некоторых общероссийских классификаторов. Поэтому до 1 января 2017 г. продолжают действовать:

Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) ОК 002–93;

Общероссийский классификатор продукции (ОКП) ОК 005–93;

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029–2001;

Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034–2007;

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004–93;

Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013–94.

Для того чтобы соотнести старые и новые коды, необходимо воспользоваться перекодировочными таблицами.

Такие таблицы размещены на официальном сайте Минэкономразвития России.

Прямая ссылка http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/classificators

Таблицы позволяют сопоставить коды ОКПД с кодами ОКПД2, а коды ОКВЭД — с кодами ОКВЭД2.

В Минэкономразвития России подчеркивают, что только с 1 января 2017 г. начнут действовать юридические положения по обязательному применению единого каталога товаров, работ, услуг.

В течение 2016—2017 гг. Федеральное казначейство намерено перевести в электронный вид взаимодействие государственных и муниципальных заказчиков с поставщиками на всех этапах закупочных процедур, начиная с подачи заявки и заканчивая подписанием контрактов и их оплатой. Вокруг ЕИС будут надстроены сервисы по предоставлению банковских, платежных услуг, юридически значимого документооборота. Все это даст дополнительный стимул к развитию отечественной ИТ-индустрии.

Что нужно помнить заказчикам

В заключение выделим несколько важных тезисов для заказчиков при переходе на ЕИС:

1. С 1 января 2016 г. изменилась структура КБК (приказ Минфина России от 08.06.2015 № 90н). Новые коды нужно использовать при формировании плана-графика и плана закупок.

2. С этого года используются новые коды ОКПД2 и ОКВЭД2 (приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

3. При формировании извещения заказчики не смогут вручную вводить сведения о закупке. Это можно сделать только путем выбора позиций плана закупки.

НА ЗАМЕТКУ

Почему ЕИС создана на базе общероссийского официального сайта?

Затраты на создание ЕИС в рамках модернизации общероссийского официального сайта составили 150 млн руб. Создание ЕИС с нуля потребовало бы более 3 млрд руб., а также более 2,5 лет на выполнение всех технологических работ. Использование официального сайта сэкономило временные затраты и средства федерального бюджета.

4. Извещение заказчика должно включать: идентификационные реквизиты должностного лица заказчика; описание основных параметров контракта (объект и количество закупки, место и сроки доставки, стоимость закупок и прочие существенные условия); основные требования заказчика к поставщику и ограничения для участия в закупках; способ конкурсного отбора поставщика; размер и форма обеспечения исполнения условий контракта.

5. При проведении закупки заказчик не сможет изменить сведения, указанные в плане закупок. Это касается наименования лота, данных о начальной (максимальной) цене контракта и пр.

6. Сформированная заявка должна быть опубликована в ЕИС не менее чем за 30 дней до вскрытия конвертов и объявления итогов конкурса. При этом заинтересованные лица должны иметь полный доступ ко всем документам в режиме реального времени

1 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» >>вернуться в текст
2 ОК 034–2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. >>вернуться в текст
3 ОК 029–2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст>>вернуться в текст