ещё
свернуть
Все статьи номера
1
Январь 2018года
Образовательная деятельность

Четыре грубые ошибки в образовательной программе. Проверьте свою

Тамара Будже, старший методист отдела качества дошкольного образования Московского центра качества образования

В каждой второй основной образовательной программе дошкольного образования есть нарушения ФГОС ДО. Это мы выяснили, проанализировав программы с сайтов детских садов. В статье вы прочитаете о четырех грубых ошибках и узнаете правильные и неправильные формулировки. 

В середине учебного года нужно проводить анализ основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) и при необходимости доработать. В первую очередь обратите внимание на ошибки, которые часто допускают дошкольные организации при разработке программы. Всего их четыре. Как избежать ошибок и правильно формулировать содержание, смотрите в таблице.

Ошибки в ООП, которые допускают детские сады при разработке

Правки в ООП ДО можно вносить, если необходимо скорректировать задачу, например, после мониторинга образовательной деятельности. Корректируйте ООП, если внесены изменения в законодательные акты, которые касаются образовательной деятельности.

Ошибка № 1

Процесс разработки ООП ДО не детализируется. Не сформулированы промежуточные результаты ООП ДО, так как педагоги не четко понимают требования ФГОС ДО. Много времени они изучают методическую литературу, подробно описывают процесс создания рабочих групп по разработке образовательной программы. Проектировочный этап содержания описывают в одно действие: разработка проекта ООП ДО. А сам процесс разработки не детализируют.

4
процента

воспитателей, которые участвовали в опросе, смогли описать свой личный вклад в разработку ООП

Опрос более 400 педагогов Москвы показал, что треть из них считает, что разрабатывать ООП ДО должен методист/старший воспитатель. Остальные педагоги – что это дело коллективное. Некоторые указали, что надо привлекать родительскую общественность, социальных партнеров, учителей школы. Подобная ситуация говорит о нарушении закона об образовании, так как педагогам не предоставляется право управлять образовательными отношениями (п. 10 ст. 3). А также нарушает требования образовательного стандарта «Педагог» обязательной трудовой функции «Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО».

Ошибка № 2

Отсутствуют структурные компоненты образовательной программы. Часто в целевом разделе ООП ДО отсутствует раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы». Это нарушает требования п. 2.11.1 ФГОС ДО.

Большое количество программ не имеет в своей структуре дополнительного четвертого раздела, который касается ее краткой презентации для родителей (законных представителей). На сайтах образовательных организаций есть краткое описание ООП ДО, но оно не соответствует п. 2.13 ФГОС ДО, так как не содержит обязательные позиции.

Часто в содержательных разделах образовательной программы не прописаны особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы (нарушает п. 2.11.2 ФГОС).

НА ЗАМЕТКУ

Когда вносить правки в ООП ДО

Чтобы внести правки в ООП ДО не нужно разрешение учредителя. Дошкольная образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательную программу, а также корректирует образовательные задачи. Любые изменения и коррективы, которые вносят в образовательную программу, в том числе срок ее реализации, должны быть зафиксированы в протоколах педагогических советов. Это свидетельствует о том, что педагоги полностью ознакомлены с актуальным программным содержанием и готовы реализовать его в полном объеме. Срок, за который необходимо внести правки в ООП, не утвержден.

Ошибка № 3

Нарушен объем образовательной части ООП. Большинство ООП ДО не содержат примерного (приблизительного) подсчета соотношения частей. Это нарушает требования п. 2.10 ФГОС ДО и говорит о том, что педагогические коллективы не имеют четкого представления, что входит в объем основной обязательной части ООП ДО и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Важно

Обязательные позиции
п. 2.13 ФГОС ДО:

– возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована программа;

– примерные программы, которые используют педагоги;

– характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями

Ошибка № 4

Нарушения в содержании ООП. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Основная ошибка в пояснительной записке – не определяет содержание ООП ДО. Часто представляет собой историческую или информационную справку. Что нарушает требования п. 2.11.1 ФГОС ДО.

ПРИМЕР. Отсутствует проблемный анализ значимых характеристик. В ООП часто не прописаны индивидуальные особенности контингента воспитанников, территориальное местоположение образовательной организации, образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов, специфика национальных, социокультурных и иных условий образовательной деятельности. Без них невозможно определить содержание части программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Следующее нарушение – планируемые результаты ООП представлены только целевыми ориентирами. Планируемые результаты призваны конкретизировать целевые ориентиры с учетом возрастных возможностей детей и их индивидуальных различий, содержания обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений (п. 2.11.1 ФГОС ДО). Следует описывать целевые ориентиры конкретно.

В некоторых ООП ДО отсутствует описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы. Например, в содержании программы вместо указанных выше позиций дается ссылка на авторские образовательные программы. В них также отсутствуют необходимые структурные компоненты образовательного процесса – нарушение п. 2.11.2 ФГОС ДО.

Часто вариативные формы и методы взаимодействия детей и взрослых смешивают между собой. Работу с родителями совсем не прописывают.

ПРИМЕР. Неправильное описание форм, методов работы в содержательной части. Форму работы указывают «непосредственно образовательная деятельность», не прописывая конкретно методы взаимодействия с воспитанниками – рассказ, показ, беседа. Понятием «свободная игра» подменяют многие виды организованной деятельности, несмотря на то, что это абсолютно разные формы общения. Занятие в качестве единицы дидактического цикла вообще исключаются.

Много ошибок, которые касаются содержания коррекционной работы и/или инклюзивного образования воспитанников (п. 2.11.2 ФГОС ДО). В целевом разделе ООП ДО заведующие и педагоги указывают наличие коррекционного раздела, но не прописывают механизмы реализации этой работы.

ПРИМЕР. Ошибки в коррекционном разделе. Описывают в коррекционном разделе специальные методические пособия, но не механизмы адаптации программного содержания для детей с трудностями. Необходимо раскрывать механизмы, прописывать предварительные результаты, формы детско-взрослого взаимодействия, способы активизации, поддержки детских инициатив, особые элементы образовательной среды.

Многие несоответствия касаются и организационного раздела. Описание материально-технического обеспечения нередко представлено только медико-социальными условиями и не охватывает весь спектр образовательной деятельности с детьми. Развивающая предметно-пространственная среда представляет собой перечень основных требований стандарта. А надо указывать особенности ее организации.

ПРИМЕР. Ошибки организационного раздела. Режим дня детей не соответствует СанПиН: превышен объем непрерывной образовательной деятельности, не соблюдены требования к перерывам между занятиями, рекомендации по распределению нагрузки между повышенной физической активностью и умственным напряжением детей. Отсутствует время для свободной продуктивной, двигательной, спонтанной игровой деятельности.

Как избежать ошибок в ООП

Расскажем, как избежать нарушений и несоответствий в ООП ДО, а также, как привлечь воспитателей к активному участию в разработке программного содержания на примере формирования вариативной части ООП. Главное – подключить воспитателей к осознанному анализу части, формируемой участниками образовательных отношений, и вместе разобраться с ее сутью.

Приведем вариант планируемого результата, который отвечает требованиям ФГОС ДО. Он относится к целевым ориентирам в части, которую формируют участники образовательных отношений. Например, в качестве одного из направлений вариативной части выбрали обучение воспитанников плаванию. Следовательно, в рамках реализуемой парциальной программы один из целевых ориентиров может быть конкретизирован. Предлагаем вариант формулировок в ООП ДО, который отвечает требованиям ФГОС ДО (таблица).

Когда разрабатываете в своем детском саду ООП ДО, помните, что это дело пошаговое и коллективное. Формально и поверхностно подходить к нему не надо, потому что приводит к ошибкам, о которых мы говорили выше. Добивайтесь того, чтобы требования ФГОС ДО были осознаны всеми педагогами детского сада. Тогда разработка ООП будет продуктивнее, чем детализированная работа специально организованной группы.

Вариант формулировок в ООП ДО, который отвечает
требованиям ФГОС ДО   

Целевые ориентиры в соответствии с ФГОС ДО: основная частьПланируемые результаты в рамках реализации вариативной части Программы
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять имиРебенок приобретает опыт организованной двигательной деятельности, в том числе связанный с выполнением упражнений на воде, способствующий становлению саморегуляции и целенаправленности в двигательной сфере; овладевает элементарными нормами и правилами с точки зрения здорового образа жизни; формирует начальные представления о некоторых видах спорта

Правильные формулировки в ООП ДО (фрагмент)

► Вернуться в текст 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.rukdobra.ru).

Материалы для скачивания: